Что расскажет узор старинного ковра: дагестанские мастерицы раскрыли секреты удивительного народного промысла

Безворсовые ковры

К данной группе относятся невероятно красивые лезгинские и азербайджанские сумахи. Их главная особенность – большое бытовое применение. В основном они используются для покрытия пола (ворсовые ковры, к примеру, используются исключительно для стен). Они бывают намного больше простых ковров. Помимо этого, они намного мягче, поскольку при их производстве используют специальную технику плетения, позволяющую под ковром оставлять шерстяные нитки длиной до 15 см (это их такими мягкими и делает).

Безворсовые табасаранские ковры (фото смотрите в статье) – это также «давагины». Их определяющими чертами является то, что они 2-сторонние, а также имеют темно-голубой или синий фон, на котором находится орнамент («рукзал»). Эти ковры можно часто встретить у аварцев. Главный рисунок состоит из различных «медальонов» и отростков, от этих «медальонов» ответвляющихся.

Также стоит рассказать о таком виде безворсовых дагестанских ковров, как паласы. Их изготовляли из хлопка, шерсти и конопли. Паласы такие красивые и сложные орнаменты, как рисунки табасаранских ковров не имеют, но они невероятно практичны и зачастую именно они используются в обычной жизни. Каждый народ паласы называет на собственный лад: у азербайджанцев это «палаз», «бархал» у табасаранцев, «рух» у лезгинов, «турут» у аварцев и пр.

Изготовление табасаранских ковров

Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры – одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.

На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.

Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.

Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.

Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.

Праздник весны табасаранцев

К одному из самых популярных торжеств табасаранцев принадлежит Праздник весны, который отмечают 21-22 марта. Ещё за месяц до празднования устраивали обряд “яйцебиения”. Мужчины приносили сырые куриные яйца, после чего ударяли их друг о друга острой стороной. Победителем считали того, у кого яйцо останется целым.

Непосредственно вечером 21 марта народ отправлялся на кладбище, где устраивал праздничную трапезу

Важно было выбрать жертвенное блюдо, разрезать его на восемь частей и сложить в одном месте. Так табасараны почитали умерших предков

Табасаранцы отмечают праздник весны  / riadagestan.ru

Традиции табасаранов позволяют прикоснуться к удивительной и разнообразной культуре народа Дагестана. Многие обычаи далёкого прошлого живы и сегодня, а основные принципы табасаранцев практически не изменились. Эти люди по-прежнему главным в жизни считают взаимопомощь, уважение старших, гостеприимство и прочность родственных уз.

Ход занятия :

Дети заходят в зал : — Ассаламу алейкум! Здравствуйте!

Педагог — » На берегу Каспийского моря, на орлиных крыльях тысячалетных гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках » — писал о своей родине великий народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Дагестан — край удивительной красоты, родина мудрых и трудолюбивых людей. Здесь издавна получили свое развитие самые различные виды ремесла : художественная обработка металла, резьба по дереву и камню, гончарное производство, ковроделие.

Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Дагестан — страна гор, а на склонах гор лепятся аулы. Каждый аул чем- нибудь да славен. Об этом так красиво писал Расул Гамзатов:

Дети читают стихи :

Кубачи -златокузнецами.

Тайну Кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы — мастера.

Аул Балхар — гончарным мастерством.

Самые прекрасные кувшины делают из обычной глины,

Так же, как прекрасный стих создают из слов простых.

Табасаран славен ковроткачеством.

Девушки -табасаранки струны ниток разноцветных

Пальцами перебирают, словно музыку играют.

Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,

На стенах внутри домов всюду музыка ковров.

Ребята, сегодня я предлагаю вам пойти в гости к мастерице — ковровщице, которая расскажет нам много интересного о коврах, хотите?

Мастерица предлагает детям сесть на ковер, и погладить его ладошками, затем проводит беседу, где она коротко рассказывает о ковровом искусстве Дагестана.

Предлагает поиграть в игру » Лето — зима», где дети расставляют цветы теплых и холодных тонов (закрепление теплых и холодных цветов).

(получение дополнительных цветов путем смешивания главных -красного цвета, синего и желтого).

Предлагает помочь ей покрасить нитку. Дети проходят к уже готовым столам, где расставлены стаканчики с водой, краски и кисточки.

Дети смешивая краски получают те цвета, которые говорит мастерица.

Затем дети помогают мастерице сделать эскизы ковров. Дети садятся за столы и начинают делать эскизы. За одним столом рисуют карандашами, за другим столом рисуют пластилином, за третьим столом ниткой.

Дети выполняют работу самостоятельно, под музыку.

Педагог :- Ребята кто закончил работу уберите свое рабочее место.

Подводиться итог занятия.

Была проведена огромная работа, изучена множество техник выполнения данной работы, и детям было очень интересно.

Спасибо за внимание

Реставраторы ковров

В Махачкале очень хорошо знают реставраторов Джамилю Саидову, Джамилю Азиалову и Зайнаб Джангутаеву. Мастерицы умеют реставрировать одежду, ткани, керамику, но чаще всего они дают новую жизнь древним коврам. Выдающиеся паласы Дагестана представляют на выставках всего мира благодаря их кропотливому труду.

Художницы говорят, что за долгие годы работы они изучили все техники ковроплетения, которые существовали на землях их родной державы веками. В профессию рукодельницы пришли различными путями. Так, Азиалова Джамиля сперва выучилась на художника, затем изготавливала ткани, а после начала изучать секреты окрашивания ковров и техники их производства. Зайнаб Джангутаева является потомственной искусницей. Она родом из дагестанского Хивского района. Ее бабушка и мать изготавливали ковры всю жизнь, к сложному плетению она с детства привыкла.

Плести ковры может кто угодно. Но лишь сертифицированные мастера получают право на реставрацию этих изделий. Они включены в особые реестры реставраторов, куда можно попасть, лишь подтвердив квалификацию.

Старинные ковры имеют колоссальную материальную и историческую ценность, поэтому требования к исскуствоведам очень жесткие

С течением времени изделия теряют прочность, поэтому из-за любого неосторожного движения ковер может просто рассыпаться

Музей ковров в Дербенте

В 1982 году в городе открылся Музей ковроткачества. Его разместили в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю создания ковров, размещение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них приезжают специально, чтобы увидеть настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинает стартовать от 10 000 рублей за квадратный метр ковра. И это учитывая, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставочных мероприятиях ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей – такие пожелания мастериц передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в рисунок: кто-то увидит деревья и птиц на нем, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель рассмотрит горы, поднимающиеся ввысь, и равнину у подножия, по которой идет мужчина с плугом и пашет землю. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал… И снова картинка меняется…

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Впереди большая работа

В этой статье мы рассказали и проиллюстрировали множество элементов. Однако это лишь часть существующего многообразия орнаментов. Ниже приведены перечни элементов ковров Южного Дагестана в классификации исследователей:

В наших планах продолжить поиск образцов ковров Южного Дагестана созданных до 1920-х гг. XX века и дополнить наш аналитический разбор большим количеством иллюстраций графических элементов. Всегда рады партнерству с культурными организациями и экспертами.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Гулаймат Агабековну Юсуфову, научного сотрудника отдела «Фонды» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».

  • Статьи «Ковры и ковровые изделия Дагестана» и «Орнаментальные особенности дагестанских ковров», подготовленные сотрудниками «Музея Ковра» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
  • Гарунова С. М. «Дербентское ковроткачество» в контексте истории этнокультур // Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 60. С. 38–44.
  • Гарунова С. М. Художественно-технические характеристики дагестанских безворсовых ковров // Вестник института ИАЭ. 2017. № 2. С. 133-142.
  • Дебиров П. М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивом. М.: Наука, 2001.
  • Народные художественные промыслы Дагестана. Изд. 3 дополненное. Коллектив авторов. Махачкала: Издательство «Лотос», 2012.
  • Чирков Д. А. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.

Составитель статьи: Елизавета Березина

Немного об Арифе Сулейманове

Ариф Сулейманов, который ранее был заместителем декана юрфака госуниверситета Дагестана, а ныне является чуть ли не единственным предпринимателем республики, говорит, что любой пакистанский ковер уступает изготовленному на Кавказе. Ариф сумел создать доходный устойчивый бизнес по производству ковров. «Массовая штамповка невозможна, но реализовывать в год 500 м² дорогих паласов вполне реально, говорит коммерсант. – Наши сумахи не имеют аналогов в мире. Те, кто это понимают, никогда не купят вместо дагестанского иранский ковер».

Коллеги уважительно говорят о Сулейманове: «Он появился на свет в ковре». Мать его была знаменитой мастерицей, а сам Ариф с детства ткал пестрые сумахи. Он вернулся в 1998 году к этому ремеслу, и оно с течением времени стало главным делом его жизни.

«Когда я начинал, никто в мой успех не верил, — рассказывает Сулейманов

– А я знал, что мое занятие важно для всего человечества, а не только для нашего ремесла. Сегодня мы применяем 18 базовых цветов

Это невозможно запатентовать, мы просто сберегаем наши секреты. Их потеря для мастера равносильна самоубийству».

Верно изготовленный ковер имеет особенную власть. Он может быть и проклятием, и оберегом. Именно поэтому Ариф никогда не изготавливает один из самых красивых и выдающихся ковров – тапанчу, который представляет собой стилизованное изображение перекрещенных кинжалов. Так мать его учила. Этим ковром воинов ни один дагестанец не покроет пол. Даже если его повесить на стену, символы смерти, войны и крови, зашифрованные в узоре, могут проявить себя и в жилище умрет мужчина. Сулейманов – образованный человек и считает это суеверием. Но он все же не хочет рисковать. Благо, подобных узоров большое количество, и в клиентах нет недостатка.

Орнамент ковра идентичен книге, которая писалась тысячелетиями. Каждый его штрих рожден мучительным, тяжким трудом многих поколений, любой самый маленький знак имеет значение. Но даже в тапанче среди символов крови и войны опытный глаз отыщет яркое солнце, силуэты птиц, кущи и дома райского сада, заветной родины ковров и людей.

Табасаранские ковры

История и традиции ковроткачества Юго-Восточного Дагестана

18 02 2014, 15:26
Просмотров: 17 159

Раздел: Главная лента / Культура

Искусству ковроткачества уже более двух с
половиной тысячи лет. Древнейшим ковром, сохранившийся до наших дней — является
ковер, был соткан более двух тысяч лет назад.
 

При раскопках царского кургана на Алтае в 1949
году было найдено плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней,
это т.н. Пазырыкский ковер. Это открытие говорит нам о том, что даже спустя
столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких
изменений!

Это уникальное произведение искусств с многовековой историей сейчас украшает коллекцию Эрмитажа. И это древнейшее искусство своими корнями уходит на Древний Восток.

Богатая история ковроткачества Ближнего Востока впечатляет. Здесь практически каждый оседлый народ имеет свои уникальные традиции и практические приемы ковроделия. Долгие столетия это искусство является неотъемлемой частью жизни народов этого региона.

Ковроткачество нашло свое распространение и в
Дагестане. Это искусство складывалось на протяжении многих веков. По имеющимся
сведениям, уже в эпоху бронзы дагестанцы занимались прядением и ткачеством.

Самобытные очаги развития ковроткачества в
Дагестане сформировались у лезгин, у табасаранцев, у даргинцев, у аварцев, у
кумыков. Южнодагестанские народы создали наиболее совершенные произведения
этого древнего искусства.

Особенно развитыми и богатыми традициями обладали
народы лезгинской группы. Здесь каждый народ, каждая этническая группа развили
свои неповторимые черты и особенности традиционного ковроделия.

Лезгистан и Табасаран
являются главными центрами восточнокавказского ковроткачества. Работы мастеров из
этих областей славились на всем Ближнем Востоке, их можно было найти в
богатейших домах Персии, Османской Империи и арабских стран.

Центрами ковроткачества в Южном Дагестане были Ахты, Микрах, Магарамхюр, Курах, Капир, Сталар, Алпан, Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля, Шиназ,
Крыз, Будуг и многие другие аулы.В данной работе мы хотим рассказать о табасаранских коврах, о табасаранских традициях ковроделия и о местных мастерах.

Ковроделием в Табасаране, как традиционным промыслом, занимались столетиями. Из овечьей шерсти вручную изготавливалась пряжа, примитивным способом она прокрашивалась.

При этом применялись только красители, сделанные из корней, коры деревьев, листьев кустарников, трав и овощных культур. Единственно, приобреталась индиго, то есть, синяя краска. Такими произведениями искусства украшались свои дома, особенно гостиные комнаты, а определенная часть продавалась или менялась на товары.

Благоприятную почву для своего развития
ковроделие получило в 30-е годы минувшего века, когда были созданы более 14
артелей, а затем ковровые фабрики. Строились в нашем районе новые цеха, где
трудились более двух тысяч женщин-мастериц.

Еще 2,5 тысяч работали на дому. На предприятия приходили высококвалифицированные специалисты по ковроткачеству. Для Востока ковер- это и мебель ,и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.

В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Основу узора табасаранских ковров всегда составлял геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животного и растительного мира.

При его построении требуется высокая квалификация, тонкий вкус, индивидуальное мастерство, терпение и усидчивость. Многие наши мастера, не имея перед собой, но зная схему построения узора, выполняют его по памяти.

Несмотря на свою значимость и необходимость, где определенная часть населения района зарабатывает средства на жизнь, но и отражает и ярко показывает культуру и историю древнего табасаранского народа.

И должно быть сохранено, ибо будущие поколения не простят нам, если все произойдет по иному. С переходом на рыночные условия хозяйствования, ковроделие, всегда имевшее свою особенность и высокую трудоемкость, потеряла государственную поддержку. 

Высокая инфляция, нарастание кризисных процессов в экономике привели к обесцениванию собственных оборотных средств Предприятий.

Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

АУДИО

БИБЛИОТЕКА

Орнамент

Также интересны узоры табасаранских ковров, из которых можно выделить три основных вида:

Фоновой – узор без одной определенной крупной фигуры, при этом мелкие фигурки заполняют общий фон.
Центрический — орнамент в них сводится к выделению основной фигуры ковра, который называется «медальон».
Каймовый – узор выполнен таким образом, чтоб притягивать внимание человека на «бордюр» изделия. Этот тип орнамента называют также «каймовым».

Рассматривая табасаранский ковер, нельзя не упомянуть и о цвете, к которым тогда прибегали умельцы. Фоном практически всех ворсовых изделий считался вишнево-красный или синий цвет, что должно по идее слишком напрягать взгляд. Но цветовая гармония достигается благодаря применению средних и мелких деталей различных цветов.

Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана

Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.

Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.

Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.

Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.

Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан

Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.

Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами

Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.

Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века. В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.

К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».

Ковёр ворсовый. «Сафар-чечне». Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.

Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.

Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.

На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.

Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.

Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.

Ковёр ворсовый «Пляска джигитов». Фрагмент.

Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).

Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.

Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.

Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево — дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Питер-Клининг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: