Наши дни
Что сказать о современной афганской моде? Афганистан был и остаётся аграрной страной, и деревня по большей части сохраняет удобный и многофункциональный традиционный костюм (как ни прискорбно, разбавленный низкокачественными импортными товарами). Несмотря на разрушительные войны, всё ещё живы традиции изготовления тканей, разнообразной вышивки, поражающей европейцев многоцветьем, и потрясающих ювелирных изделий Кочи, которая завоевала всемирную известность среди любителей этники. В больших городах можно встретить как традиционную, так и европейскую одежду. На жителях Кабула и Мазари-Шарифа можно увидеть и джинсы, и принтованные импортные ткани, и куртки западного образца, и модные стрижки (правда, в основном на мужчинах). Но большинство всё же отдаёт предпочтение традиционной афганской одежде.
Это, впрочем, не касается свадеб. Несмотря на красоту и яркость афганского свадебного костюма — представьте невесту в красно-зелёном наряде, расшитом золотом! — немало городских невест соблазняется европейскими свадебными платьями. Конечно, это возмущает консервативно настроенных афганцев (обычно европейские наряды, хотя и с длинной юбкой, открывают руки и шею), но до прямых запретов пока не дошло. Производители мусульманской одежды разрабатывают спортивные костюмы, соответствующие предписаниям исламской культуры, и находят покупателей в том числе среди афганского населения.
Пусть медленно, но афганские женщины осваивают новые для себя сферы, например, вождение автомобилей. И тем, кто рискнул сесть за руль, конечно, приходится отказываться от бурки — просто из-за плохого обзора.
Супруга нынешнего президента, уроженка Ливана, Рула Гани, в отличие от своей предшественницы Зинат Карзай, активно участвует в жизни Афганистана, появляется на публике с волосами, прикрытыми лишь платком, и сделала несколько скандальных заявлений, например, одобрив запрет никаба во Франции.
Развиваются несколько афганских брендов модной одежды и ювелирных изделий. Упомянем совместный западно-афганский проект «Аайенда» (в переводе с дари — «будущее»), в котором заняты сотни афганских ювелиров. Двое молодых афганцев, Рахиба Рахими и Халед Вардак, основали модный дом «Ламан», чьи изделия сочетают западные силуэты с национальными мотивами и, как особенно подчёркивают дизайнеры, удовлетворяют всем требованиям ислама. Зулейха Шерзад, афганский модельер с западным образованием, основала центр дизайна «Зариф», создающий одежду ручной работы по традиционным афганским технологиям. В Индии сложился рынок импорта афганской одежды и неповторимых ювелирных изделий Кочи, которые продолжают победное шествие по всему миру. Ройя Хашими, афганская эмигрантка, с 1998 года занимается пошивом западных свадебных нарядов в США, но несколько лет назад посетила Афганистан и наняла нескольких афганских рукодельниц для своего дополнительного производства.
Глобализация сокращает расстояния между странами — во всех смыслах. И пока афганские невесты примеряют европейские платья, по западным подиумам триумфально шествуют традиционные афганские шаровары, европейские модницы скупают потрясающую бижутерию Кочи, а в США и множестве других стран открываются магазины афганской одежды, чарующие посетителей богатством вышивки, ручной выделкой тканей, бесконечным разнообразием ювелирных мотивов, восходящих, может быть, к легендарной Бактрии, чьи традиции наряду с многими другими наследует Афганистан.
Ольга Ткаченко
- Афганистан.Ру
Взгляд в прошлое
Для ковроткачества важно качество шерсти, она должна быть износостойкой, прочной и эластичной. Призыв Рошанзадха, несомненно, является душераздирающим знаком времени, поскольку ковры (до разрушения Талибана и последующих и продолжающихся беспорядков) собственного производства и соседних центральноазиатских племен были одними из самых важных торговых и экспортных товаров Афганистана
Караваны перевозили товары, в том числе ковры, из Центральной Азии, а маршруты проходили через Афганистан, на Индийский субконтинент и на торговые посты в Индийском океане. Эти древние маршруты через неприветливую местность, современный Пакистан, по-прежнему используются торговцами и контрабандистами.
Как в Афганистане, так и в Пакистане, в лагерях, созданных для афганских беженцев из России, Талибана, афганские ткачи продолжали вплетать свою историю в ковры, создавая проекты, которые сочетают традиционные цвета и мотивы с вертолетами, Калашниковыми, танками и другими военными мотивами. Такие ковры жадно собирают иностранцы, находящиеся в Афганистане или проходящие через него, а в последние годы было организовано несколько выставок.
Для большинства западных неспециалистов афганский ковер — это широкий спектр изделий с повторяющимися геометрическими узорами, темно-красным доминирующим цветом с темно-коричневыми, черными, верблюжьими оттенками и штрихами темного и светлого индиго.
Их интенсивные цвета светились в юртах кочевников, а при экспорте на Запад они усиливали эффект от традиционной и антикварной мебели. В 1960-х годах была большая мода на золотые афганские ковры, которые были традиционными коврами, импортированными, а затем обработанными на Западе химическим методом, который отбеливал красный краситель, оставляя ковер янтарным, однако он все еще демонстрировал свой традиционный узор.
Эти ковры традиционно были сотканы кочевыми племенами или полукочевыми кочевниками, живущими вблизи городов, которые были торговыми центрами. Хотя к последней части 20-го века спрос на этот тип ковра был настолько сильным, что были созданы ателье и фабрики, в которых ткачи работали на постоянных ткацких станках, а не на переносных рамах, используемых кочевниками.
актеры
Ковры афганской войны плетут различные полукочевые группы. Эти этнические группы включают в себя белуджей , таймани , туркменов и узбеков . Производство географически распределено между афганской частью Белуджистана на юге и тюркскими народами на севере страны. В пуштунских людей , 42 процентов афганской этнической группы, но и главные сторонники анти-образа режима талибов, не представлены.
В ковриках, которые завязывают мужчины и мальчики, нет ничего особенного, они создавались раньше, в основном в рамках программ обучения. Настоящими, хотя и «невидимыми» актерами являются женщины и, возможно, даже девушки, которые месяцами работают на мобильных ткацких станках, чтобы завязать узлы на коврах. Сейчас есть ковры, которые производятся машинным способом в Иране и других соседних странах, и которые по пропорциям и цветовому градиенту позволяют получить изображение, которое почти соответствует фотографии. Эта форма производства особенно рекомендуется для портретов.
Итальянский художник по предметам Алигьеро Боэтти заказал несколько ковров для своего проекта Mappa Mundi в 1988 году. Эти ковры с картой мира (map qalin-e или map aksi), на которых, согласно его замыслу, изображены маленькие флаги стран мира в качестве границ, были созданы в лагерях беженцев в Пешаваре, Пакистан, и вокруг них . После смерти художника († 1994) эти изображения продолжали создаваться и обогащали традиционную сокровищницу мотивов. Примерно в 1990 году на рынке появилось множество ковров с картой Афганистана (а затем и Пакистана). «Они были явно нацелены на покупателей из афганцев в изгнании и продаются по всему миру почти через все каналы торговли коврами» (Рольф Саксе).
Кевин Судейт стал коллекционером и продавцом афганских военных ковров в 1996 году. Судейт базируется в Квинсе, штат Нью-Йорк, и очень активен в англосаксонском регионе, как в художественном, так и в коммерческом плане. Благодаря его работе по связям с общественностью военные ковры неоднократно обсуждались в англоязычных СМИ.
Найджел Лендон и профессор Тим Бонихади из Австралийского национального университета научно сопровождали и в настоящее время наблюдают за ковриками афганской войны с апреля 2004 года . Два австралийских ученых ведут блог Rugs of War . Веб-проект является результатом двух выставок в 2003 и 2004 годах в столице Канберре и в Аделаиде .
Немецкий кинорежиссер Тилль Пассов обнаружил свой первый военный ковер в 2002 году в гостиной английского художника в Карачи . С тех пор «поиск различных проявлений войны в афганских коврах никогда не отпускал его и неоднократно приводил его на ковровые базары Карачи, Лахора , Пешавара и Кабула» . С годами Пассов создавал свою собственную коллекцию и давал им советы. Pinakothek der Moderne в Мюнхене создает собственную коллекцию.
Как традиция бача-пош влияет на девочек
Девочка становится бача-пош не навсегда. Как правило, едва в семье рождается мальчик, как бача-пош снова становится девочкой со всеми вытекающими последствиями. Случается и такое, что мальчик в семье так и не появляется, но девочка, бывшая бача-пош, всё-равно теряет свой статус. Происходит это по достижению совершеннолетия, когда приходит пора выдавать девушку замуж. Если девушку всё-таки выдают замуж, то бача-пош становится следующая по возрасту дочь. Впрочем, многие, вкусив запах свободы, дарованной мужчинам в Афганистане, отказываются снимать мужскую одежду и вести себя как женщина.
Девушки, вынужденные всю свою сознательную жизнь играть мужскую роль в семье, быстро к этому привыкают. Но смиряются далеко не все. Всё же жизнь по другим правилам накладывает отпечаток на психику. К тому же, бача-пош не учат никаким женским премудростям. Жёны из них получаются плохими — не покладистыми и не слушающими мужа.
Некоторые даже позволяют себе проявлять мужской характер и спорить со своим мужем, а то и поднимать на него руку. Ведь будучи в шкуре мальчика, они имеют право посещать занятия по единоборствам. Так, афганская женщина по имени Элаха, 20 лет бывшая бача-пош и одевшая женскую одежду лишь для поступления в университет, сказала в своём интервью одному журналу:
Лишь немногие девушки, переставшие быть бача-пош, смиряются со своей новой ролью. Но при этом они отмечают, что чувствуют, будто бы потеряли важную часть своей жизни и не могут разобраться, как им теперь следует себя вести. Многие психологи, изучающие традицию бача-пош, считают, что она наносит женщинам больше вреда, чем пользы. Но не только афганские девочки страдают от переодевания в одежду другого пола. Существует и другая, не менее бесчеловечная традиция. Это переодевание мальчиков в девочек — бача-бази.
Как афганские девочки становятся мальчиками
Достоверно неизвестно, когда появилась традиция нарекать девочек мужским именем и заставлять их вести себя как мальчики. Стоит особенно отметить, что физически девочки остаются девочками, в отличие, например, от хиджр в Индии, которые проходят обряд оскопления. О женщинах, которые исполняли мужские обязанности, в Афганистане известно примерно с 17 века. Например, мать одного из вождей афганского племени участвовала в сражениях. А Заргуна Ана, бывшая матерью Ахмада Шаха Дуррани, и вовсе правила страной, пока её сын был в военных походах. Но такие женщины были скорее исключением из правил, чем нормой. А вот традиция бача-пош считается абсолютно нормальной, и соблюдают её едва ли не в каждой третьей семье в Афганистане. Но открыто говорить об этом не принято.
В Афганистане и в соседнем Пакистане быть девочкой — значит, не иметь практически никаких прав. Девочки не могут заниматься спортом и получить высшее образование. В большинстве регионов страны традиции Афганистана очень суровы на этот счёт. Лишь единицам позволяется поступить в институт. К тому же, женщин не берут на работу, их удел — ухаживать за мужем и рожать как можно больше детей. Конечно, желательно, чтобы это были сыновья. Если же в семье одни девочки, то обычно старшую из них назначают бача-пош.
С самых малых лет бача-пош вынуждены носить мужскую одежду и коротко стричься. В отличие от афганских женщин они могут не покрывать голову и не скрывать своё лицо. Вместе с новым мужским именем девочка получает все привилегии мужчин. Она освобождается от домашних дел, уборки и приготовления пищи. С момента своего становления бача-пош она может ходить в школу, играть с соседскими мальчишками в спортивные игры и работать. Маленькие бача-пош обычно продают различные мелкие товары на улицах: жевательную резинку, воду и сувениры.
При этом бача-пош ведут себя так, что от мальчика отличить их просто невозможно. Часто в компании даже не догадываются, что среди них есть переодетая девочка. Разумеется, долгое пребывание девочки в статусе мальчика не может не накладывать отпечаток на её характер и дальнейшую жизнь.
Кто такие исламисты
Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.
Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление
Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист
Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.
Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:
- ХАМАС в Палестине (который воюют с Израилем)
- Хезболлу в Ливане
- ИГИЛ в Сирии и Ираке
- Братьев-мусульман в Египте
- Аль-Каиду
Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.
«Теперь мы можем вернуться к более актуальным проблемам?»
Ариана Саид, певица и судья афганского телевизионного шоу «Голос», известная непримиримым отношением к положению женщины в Афганистане, 13 мая 2017 года выступила в Париже в наряде, провокационном даже по европейским меркам. Платье с длинными рукавами и леггинсами до щиколоток телесного цвета создавало иллюзию, что певица предстала перед публикой если не обнажённой, то, по меньшей мере, в прозрачном наряде, местами украшенном стразами.
https://youtube.com/watch?v=qyOIwV1SVRE
Выходка Арианы вызвала волну возмущения в афганских СМИ и среди афганских пользователей Фейсбука. Её называли «самой бесстыдной женщиной в истории Франции» и «позором Афганистана». 24 мая Ариана выложила в своём аккаунте видео, в котором сожгла скандальное платье, но оставила к нему длинный язвительный комментарий. За исключением телесного цвета, подчеркнула певица, в её двухслойном платье из плотной непрозрачной ткани не было ничего необычного. Аналогичные наряды, закрывающие всё тело, руки и ноги, носят добропорядочные афганские девушки и матери семейств. Но раз в Афганистане есть люди, полагающие, что её платье — самая большая проблема страны, то что же, Ариана Саид решит её!
«Я сожгла платье не потому, что пошла на поводу у критиков, а в надежде, что теперь они вернутся к обсуждению более актуальных проблем Афганистана!» — заявляет Ариана в конце ролика. Даже люди, осуждающие её методы, вряд ли станут отрицать, что её гневная речь не вызвала бы такого резонанса, если бы не то самое платье. Другое дело, что скандальными действиями всегда приобретаются не только сторонники, но и противники…
Скорее всего, Ариана Саид не слышала о русской поэтессе и писательнице Зинаиде Гиппиус, которая чуть больше столетия назад шокировала публику платьем телесного цвета, расшитым чёрными кружевами. А ведь нравы Серебряного века были куда свободнее афганских.
Узбекская история
Согласно материалам этнографических экспедиций, до начала 30-х годов ХХ века мальчиков, танцующих и поющих на праздниках, можно было встретить и на территории современного Узбекистана.
Известно, что колониальные власти Российской империи еще в XIX веке боролись с практикой бача-бази, считая ее недопустимой. А вот американский дипломат Юджин Скайлер (Евгений Шулер), посетивший Центральную Азию в 1872-1873 годах, не нашел в выступлениях мальчиков-подростков ничего распутного, хотя и отметил, что они танцевали по-женски, что часто выглядело неприлично.
Русский художник Василий Верещагин, тоже побывавший в Туркестане, в 1867-1868 годах написал два полотна: «Портрет бачи» и «Бача и его поклонники». Вторую картину отечественные критики и публика осудили за безнравственность, и автор сам уничтожил свою работу. А на многочисленных выставках зрителям демонстрировалось фото полотна, сделанное ранее.
В книге «Очерки, наброски, воспоминания В.В. Верещагина» (Санкт-Петербург, 1883 год издания) содержатся записки живописца, озаглавленные «Из путешествия по Средней Азии». В них автор делится с читателями своими впечатлениями об оживленной работорговле, свидетелем которой он стал в Узбекистане.
Василий Верещагин пишет: «Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию. Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще они были захвачены (работорговцами) среди белого дня, при бессильном вое и крике трусливого населения. Истории следующих затем странствований… крайне печальны».
Затем поклонники угощали бачу разными вкусностями в отдельной комнате, глядя на него с умилением и симпатией. Верещагин упоминает, что на выступления таких мальчиков некоторые узбекские мужчины просаживают последние деньги, заставляя собственных детей и жен жить в состоянии нужды.
Известно, что в 1909 году в Ташкенте на Центральноазиатской сельскохозяйственной, промышленной и научной выставке наряду с другими исполнителями народных песен и танцев выступали два бачи, приехавшие из Маргеланского уезда Ферганской области. Их представление вызвало живой интерес у публики.
Почему в Афганистане мальчики ценятся больше, чем девочки
В Афганистане, как и во многих других восточных странах, рождение мальчика считается даром свыше. Неудивительно, ведь мальчики, вырастая, становятся продолжателями рода и наследниками имущества своего отца. Девочки же после свадьбы меняют фамилию и на наследство претендовать не могут. Даже если дочь — единственный ребёнок в семье. К тому же, девочка не может работать, а значит, является лишней обузой. Немудрено, что права женщин в Афганистане всячески ущемляются. А женщину, родившую девочку, встречают дома безо всяких почестей.
У афганцев существует особая традиция встречи матери, родившей сына, она называется нашрах. Во время нашраха женщине подносят различные подарки. В основном дарят дюжину кур или другие продукты, чтобы молодая мать мгла выкормить наследника рода. Подарки вручаются во время настоящего пиршества, которое организуется во дворе дома. Во время праздника играют музыканты, гости танцуют и поют, стреляют в воздух из ружей и всячески превозносят новоиспечённую мать. Её, способную рожать сыновей, считают успешной женщиной и хорошей женой.
Во многих регионах Афганистана, где старинные традиции наиболее сильны, рождение девочки считается страшной бедой. Мать, вернувшуюся домой с ребёнком женского пола, могут лишить воды и пищи и даже избить. Если муж совсем разгневается, то он может выгнать жену из дома, и тогда она будет вынуждена спать в хлеву. Афганские мужчины страшатся появления дочери как огня, особенно если девочка не первая в семье. Мужчин, у которых одни дочери, начинают называть мада пошт, что означает «мужчина, чья женщина рожает только девочек». Носить такое прозвище не хочется никому. Поэтому практически каждая семья, где нет сына, а есть только дочь или дочери, следует традиции бача-пош.
Социальные традиции
Афганцы чаще всего живут большими семьями, главой в доме считается старший мужчина рода. Дома афганцы традиционно строят в виде каре, кольцом окружающего внутренний двор. Помещения разделены на две половины: мужскую, где расположены комнаты-гостиные и помещения для хранения оружия и сельскохозяйственного инвентаря, и женскую, с кухней и комнатами для жен с детьми.
Афганские мужчины носят широкие штаны, рубахи по колено, жилеты и тюбетейку или тюрбан. Женская национальная одежда представляет собой шаровары и длинное платье, в виде головного убора ― шапочки или платки.
Необычны традиции Афганистана, касающиеся поведения за столом и в общественных местах. Едят афганцы на полу на специальной кошме. Считается приличным есть из общего блюда, но пищу можно брать только правой рукой. Вести беседу за едой не принято, говорить можно только в ответ на заданный вопрос или с разрешения хозяина дома.
Согласно религиозным догмам, запрещается прикасаться к голове человека, направлять на людей подошвы обуви или проходить перед молящимся человеком. Вход посторонним людям на женскую половину дома также запрещен. Афганцы используют отличную от европейской систему жестов. В связи с этим некоторые наши выражающие эмоции телодвижения могут показаться для местных жителей оскорбительными.
Из видов спорта в Афганистане наиболее распространены народные. Это незабази (афганская джигитовка с копьем), варзешэ пахлавани (нечто среднее между дзюдо и классической борьбой) и бузкаши (конное поло, в котором вместо мяча используют тушу козла). Популярны у афганцев также крикет, футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на траве.
Генезис декоративных традиций центральноазиатских, иранских ковров и функции орнамента
Шодурвон. Гобеленовый шелковый ковер шодурвон обязательно входил в число предметов внутреннего убранства царских дворов. Так, давая описание покоев эмира Масъуда в новом дворце в Газне, А. Бейхаки писал: «Престол был накрыт (ковром) шодурвон из римского узорчатого шелка…» .
Отличительной особенностью изделия являлось наличие в узоре изображения льва — шери шодурвон
Хакани, обращая внимание на большую ковровую завесу во дворце иранского царя, писал, что изображенный на ней, грозный, готовый к прыжку лев, наводил ужас на посетителей двора. Муиззи же восторгался точностью выполнения узора на ковре
По его словам, райская дева, потрясенная оформлением изделия, захочет увидеть свое изображение на нем».
Изготовление гобеленовых изделий требует совместных усилий художника, разработчика патрона узора (дессинатора) и ткача, что было возможным лишь в условиях специализированных мастерских. Про одну из них, под названием Байт-ут-тироз, в эпоху раннего средневековья вырабатывавшей продукцию для халифа и, после временного закрытия, продолжавшей функционировать в эпоху Саманидов в Бухаре, имеется сообщение А. Наршахи .
В источниках не содержатся сведения о ткацкой технике и технологии, применявшихся в производстве шодурвон. Возможно, это была плетельная рама или вертикальный ткацкий станок, когда ткачом применялась счетная техника ткачества. Однако использование столь примитивной техники в ту пору, да еще в условиях специализированных ткацких мастерских, вызывает сомнение. Скорее всего, в Бухаре гобеленовое ковроткачество осуществлялось на станке с подвязями. В условиях расцвета ремесла при Саманидах такое устройство наверняка применялось в регионе. Нельзя здесь не учесть, что в Персии и Китае — соседних с Центральной Азией регионах — станки с подвязями употреблялись, начиная уже с периода раннего средневековья.
В числе других ковров и паласов следует назвать такие изделия, как шерстяной (и не только) мирт, пареаз (существовала также черно-белая ткань такого названия из шелка), грубый и толстый хилс, дешевый палас щоланг, служивший подкладкой для ковров, грубый палас курдин или гурдин (название имеет отношение к курдам) и др.
Помимо тканых покрытий, в прошлом широкое применение в быту населения региона находили войлочные покрытия намад и циновка зет. Настилалась циновка прямо на глиняный пол, стлали ее под дорогими коврами и паласами. Источники упоминают о таких видах кошм, как войлочный палас шакоикламад с вышивкой3 и лоскутный палас чочим из разноцветной кошмы4.
Перейдя к анализу традиционных ковров и паласов, нужно заметить, что для таджиков, как и других народов региона, исторически было характерно свои дома оформлять коврами, паласами и кошмами. Роль деревянной мебели при этом сводилась к минимуму. Ковры и паласы служили для украшения пола и стен жилищ. Такое функциональное назначение этих изделий сохранилось до самого последнего времени.
К сожалению, мы не располагаем сведениями о заметных достижениях таджикских ковроделов более позднего времени, хотя традиции ручного изготовления ими ворсовых ковров еще не исчезли. Свидетельством тому является, например, продолжающееся производство чулхирс в Пенджикенте1 Выделкой паласов народы Центральной Азии, в том числе таджики, занимались практически повсеместно. Их ткали в Варзобе, Гиссаре, Ка-ратегино-Дарвазской зоне, на Западном Памире, в окрестностях Бухары, Самарканда, Шахрисабза и др. Чаше всего паласы кустарной выработки орнаментировались полосами. Иногда ткали паласы с клетчатым узором. Такой узор встречался на изделии шатранджи (букв, «шахматный») варзобских ткачей. Изготовление паласов с клетками является давней традицией в Средней Азии: такое же название имел, как отмечалось выше, клетчатый палас — разновидность зилу, который выделывали еще в 16 в.2
Талибы – это… студенты
В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).
Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана). В их языке к слову «талиб» прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.
Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.
Исламистское движение Талибан зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.