История
Два туркмена на ковре перед входом в юрту . (1905-1915)
Первоначально почти все туркменские ковры изготавливались кочевыми племенами , почти полностью с использованием местных материалов, будь то шерсть стада, растительные красители или другие природные красители из страны. Они имеют геометрический рисунок, который варьируется от племени к племени; в первую очередь йомуты , эрсари, сарыки, салоры и текке . Неровности — считаются часть очарования ковра по коллекторам — тогда довольно часто, так как натуральные материалы варьируются от партии к партии, и шерстяные нити основы или уточные нити могут растягиваться, особенно на ткацком станке. Регулярно демонтированы для транспортировки и вновь в другом лагерь.
Совсем недавно в городах появились большие мастерские, продукция которых имеет меньше неровностей, а также изменилась технология. С 1910-х годов в дополнение к натуральным красителям стали использовать синтетические красители. Размер ковров кочевых племен ограничен тем, что можно сделать на переносном ткацком станке; Коврики большего размера, производимые в деревнях, с тех пор стали более распространенными. Использование хлопка для изготовления нитей основы и утка также стало обычным явлением.
Ковры, производимые в больших количествах для экспорта в Пакистан и Иран , также продаются под названием «Туркменские ковры». Обычно они изготавливаются из синтетических красок, хлопковых нитей основы и утка, а также шерстяного ворса и имеют мало общего с настоящими коврами туркменских племен. На этих экспортных коврах используются разные узоры и цвета, но наиболее распространенным является так называемый бухарский узор , который происходит от основного узора Текке, часто на красном или бежевом фоне. Другая часто встречающаяся модель вдохновлена коврами Ersaris с восьмиугольным узором, который называется «слоновья лапка» .
Многие афганские ковры очень похожи на туркменские ковры. Афганистан производит много относительно грубых и недорогих ковров, в основном на экспорт, и многие из них используют бухарские узоры . Однако есть и очень красивые афганские ковры, многие из которых выполнены с использованием туркменских мотивов.
Национальный музей ковра , который сохраняет примеры периода туркменских ковров, находится в Ашхабаде , Туркменистан .
«Традиционное искусство ковроделия в Туркменистане» внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества вдекабрь 2019.
Символы Туркмении
Культуру туркмен невозможно представить без их традиционных ремёсел. Одним из самых древних занятий стало ковроткачество. Самый большой ковёр, созданный рукодельницами Туркменистана, занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Туркменские мастера ткут изделия, которые отличаются долговечностью и красотой. Более того, такие ковры уже стали мировым брендом.
Для самих туркмен ковёр – не просто необходимое украшение жилища и важная деталь интерьера. Уже много веков этот предмет имеет сакральное значение. По ковру можно было определить достаток семьи, её статус и даже принадлежность к определённому роду. Ковёр стал неким символом Туркменистана. Ежегодно туркмены отмечают день ковра.
Другой страстью туркмен являются скакуны. Знаменитые ахалтекинцы, «быстрые как ветер» красавцы, известны во всём мире. В прежние времена на таких конях разъезжали султаны, знаменитые ханы, цари, которым их привозили из туркменских земель. Эти животные отличаются невероятной красотой, силой, своенравием и выносливостью.
В наши дни туркмены отмечают Праздник туркменского скакуна, посвящённый лошадям. Это торжество предполагает демонстрацию возможностей и внешности прекрасных лошадей, а также конные соревнования.
Ахалтекинский скакун – гордость Туркмении / turkmenportal.com
Традиционная одежда
Многие путешественники прошлых столетий отмечали, что туркмены – народ, крайне преданный собственным традициям. И хотя многие соседние этносы перешли на современный европейский вариант одежды, жители Туркменистана предпочитают носить национальный костюм, наряд, в котором ходили их предки много веков тому назад.
Туркменские мужчины и женщины носят рубахи, штаны и халаты, сшитые из холщовой ткани. Для праздников одежда шьётся из более дорогих разновидностей материала – полушёлкового или полушерстяного текстиля.
Популярными женскими украшениями являются браслеты для рук и ног, разнообразные бусы, кораллы. Их не принято снимать даже ночью. В далёком прошлом такие украшения служили оберегами, с которыми обладательница не должна была расставаться.
Большинство современных туркмен занимается скотоводством и земледелием. Племена, проживающие в оазисах, выращивают хлопок, который затем отправляется по всему миру – эта продукция ценится во многих странах. Туркменские рукодельницы создают прекрасные изделия из шёлка, шерсти, изготавливают великолепные ковры.
Туркмены – народ, очень преданный собственным традициям / istmira.com
Уклад жизни современных жителей Туркменистана не слишком отличается от быта их предков. Конечно, в крупных городах всё несколько иначе, нежели прежде, однако в селениях и небольших деревнях народ живёт так же, как раньше. И в наши дни здесь можно встретить большие семьи, состоящие из нескольких поколений, побывать на традиционных праздниках и, конечно, отведать национальные туркменские блюда.
На обложке: Туркмены / kg58 / supersnimki.ru
Особенности туркменских ковров
Туркменские ковры отличает довольно строгий декор и сдержанная цветовая гамма. Как правило, для фона используется ярко-красный цвет, для рисунка — белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета.
В качестве материалов использовались лучшие сорта овечьей и верблюжьей шерсти. А также для ворсовой нити ковра употребляли цветной шелк и бумажную пряжу.
Основа центральной композиции туркменских ковров — это так называемый гёль (в переводе с туркменского языка значит «узор, рисунок, узорчик»). Он представляет из себя довольно сложную симметричную фигуру с внутренним орнаментом, часто обрамленную замысловатыми лепестками, крючками, зубцами. Нередко внутренний рисунок гёля делится на четыре части, которые соединяются между собой линиями или решетками. Обычно гёли располагаются в несколько рядов, часто сочетаются с более мелкими мотивами геометрической формы. Согласно некоторым исследованиям, орнамент гёль является изображением тотема данного племени — ковры каждого племени отличают свои неповторимые узоры.
Также для туркменских, как впрочем, вообще для среднеазиатских ковров, характерно наличие элемов — широких поперечных полос с орнаментом, расположенных по двум противоположным концам ковра. В старинных ворсовых коврах они были паласными, с середины XIX столетия стали ткаться ворсовыми с определенным узором.
Отношения в семье
Много обычаев и традиций Туркменистана связаны с родственными отношениями. Дух родства здесь очень развит, все поколения одной семьи охотно общаются друг с другом. Особенно трепетно тут относятся к старшим в роду: они считаются воплощением ума и мудрости. К старшим всегда прислушиваются, учитывают их точку зрения. А тот, кто не выполнит просьбу старика, не найдёт поддержки в обществе, чем бы такое поведение не было продиктовано.
Почтение к родителям — ещё одна национальная туркменская черта. Это не показная любовь, а реальное уважение и благодарность. Старшие имеют право давать советы своим детям, даже если те уже завели собственные семьи. Чаще всего в туркменских семействах царит мир и порядок. Может быть поэтому тут часто весь род живёт вместе, а не разъезжается по разным квартирам.
Туркменистан
Самый большой ковер в мире
В конце 20 века ковроткачество в Туркменистане стало одной из важнейших отраслей экономики. В 1992 году День туркменского ковра официально стал государственным праздником, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье мая. Среди современных туркменских ковров выделяется самый большой в мире ковер ручной работы общей площадью 301 м 2 , который был соткан в 2001 году, а в 2003 году занесен в Книгу рекордов Гиннеса .
Геральдика
Вертикальная полоса Флага Туркменистана изображает пять основных узоров туркменских ковров. Эти узоры отображаются с вторичными фигурами, распределенными по краям. Узоры отражают национальное единство Туркменистана. Пять традиционных ковровых мотивов на красном диске герба Туркменистана представляют пять основных племен или домов и олицетворяют традиционные и религиозные ценности страны. Эти племена туркменских в традиционном порядке являются Тека , Йоает , Arsary , Chowdur и сарык ( Saryq ).
Флаг Туркменистана | Герб Туркменистана | Герб Туркменистана (1992—2000 гг.) | Герб Туркменистана (2000—2003 гг.) | Герб Туркменистана как республики в составе Советского Союза (1937-1991 гг.) И пост-независимого Туркменистана (1991-1992 гг.) |
Министерство Ковров
Государственное объединение « Туркменхалы» — крупный поставщик на мировой рынок чистошерстяных ворсовых туркменских ковров ручной работы из Туркменистана. Основными видами деятельности корпорации являются производство и продажа туркменских ковров и ковровых покрытий, сохранение традиций ручного ковроткачества, реставрация старинных ковровых орнаментов и изделий.
Фрагмент ловушки туркменского верблюда конструкции Салыр
Фрагмент туркменского текинского ковра с национальными узорами
Фрагмент туркменского ковра с изображением фигурок хранителей четырех врат туркменской вселенной.
Музей туркменского ковра
Указом Президента Туркменистана от 20 марта 1993 года в Ашхабаде создан Музей туркменского ковра . Музей ковра — один из культурных центров Туркменистана, в котором выставлено около 2000 экспонатов ковров, в том числе редких. Например, в музее есть самое маленькое ковровое изделие, предназначенное для ношения с ключами. В музее также проводится реставрация старинных ковров. Это сложный процесс — некоторые искусно сотканные старые образцы содержат до 1 350 000 узлов. Музей постоянно обновляется, а его сотрудники проводят поиски и собирают коллекции старинных ковров. Новое здание Национального музея туркменского ковра имеет общую площадь 5089 м 2 . В музее также проводятся международные научные форумы и конференции.
Туркменские ковры в кинематографе
Туркменские ковры показаны как часть интерьера в целом ряде известных фильмов и сериалов, вот их неполный список:
Крестный отец-2 (США);
Далеко-далеко (США);
В дурмане (Великобритания);
Ты у меня одна (Россия);
Тест на беременность (Россия);
Индийские ковры
Искусство изготовления индийских ковров ручной работы, началось во время господства Шаха Акбара в 16 столетии. В те времена персидские ткачи принесли культура ткачества в Индию, и с тех пор производство ковров развивалось. Самые известные индийские ковры изготовлены в Агре(классический дизайн) и Джайпуре(современный дизайн с преобладанием оригинальных цветов: розовый, фиолетовый, сиреневый, оранжевый,серый — коллекции: Dazzle, Pearl, Illusion, Shine) , а также шелковые ковры из Кашмира. В отличие от других стран производителей, ковроткачеством в Индии в основном занимаются мужчины.
Музыка
Туркмены — очень танцующий народ. У них есть свой особый танец, который называется куштдепди. Фигуры, танцующие этот танец, изображены на фресках в древнем городе Нисса. Удивительно, что прошли века, а движения всё так же мало изменились. В XX веке его признали национальным. Исполняют его под сопровождение инструментов, а иногда — ещё и под многоголосное пение.
Музыкальные инструменты в этой стране многообразны: это и особые бубны, и варганы, и разноголосые колокольчики, и пастушьи рожки. Также часто используют флейту, смычковые и пр.
Чтобы как можно лучше узнать традиции и религию Туркменистана, ознакомиться с религией, прикоснуться к истории, нужно побывать на земле этого гордого и благородного народа. Как и в других странах, ритуалы и обряды здесь лучше сохранились в провинции, а не в крупных городах, поэтому пусть путешествие включает в себя не только посещение столицы и крупных достопримечательностей с массой туристов, а и тихие городки и сёла.
Гостеприимство
Традиционно грузины считаются самой гостеприимной нацией. Гостей Туркменистана, впервые попадающих сюда, ждёт невероятное удивление, когда они обнаруживают, что туркмены могут посоперничать в этой черте с Грузией. Этот народ считает, что о каждом человеке можно судить по тому, как он ведёт себя с человеком, пришедшим в дом. Каждому вошедшему говорят обязательные слова: «Как мы рады тебя видеть!», «Твой визит — большая честь для нас!».
Хлебосольность
Необходимо быстро накрыть стол и накормить каждого из тех, кто пришёл. По туркменскому обычаю говорят: «Гость — от Аллаха!». То есть, обидеть гостя — это противиться своему богу, а навлечь на себя и свой дом несчастья никто не желает. Эта традиция очень древняя, и её передают из поколения в поколение много веков. Появилась она потому что без поддержки путников в пустыне невозможно было бы выжить. По этой причине даже родные того, кто не принял и не накормил гостя как следует, выкажут ему своё презрение.
Священные предметы
Но и гость должен не оплошать, пока его всячески ублажают за столом. Иностранцы должны знать, что в культурных традициях Туркменистана особое значение играют определённые вещи. Одной из них является скатерть. Вытереть о неё руки — очень плохая идея, а наступить ногами — значит, обидеть хозяина до глубины души.
Туркмения – мусульманская страна, и религия здесь пропитывает быт. Например, перед тем, как начать есть, хозяин вместе с гостем должны помолиться. Даже если иностранец другой веры, не нужно отказываться или с возмущением сообщать об этом. Дань уважения традициям туркменского народа красит любого гостя.
На столе всегда стоят святые для туркменов продукты — хлеб и соль. Обронить кусок хлеба и не поднять его, извинившись — навлечь беду на дом. С солью тоже необходимо быть аккуратным.
Флаг и герб Туркмении
На вертикальной полосе туркменского флага помещены пять главных гёлей знаменитых туркменских ковров. Эти фигуры располагаются в ряд составляя узор. Второстепенные фигуры имеют расположение по краям. Гёли отражают национальное единство Туркмении.
На кольцевой полосе красного круга государственного герба Туркмении изображены по ходу часовой стрелки пять основных ковровых гёлей: ахалтеке, салыр, эрсары, човдур, йомут, которые символизируют дружбу и сплоченность туркменского народа.
Кавказские ковры
В эту групу входят — Азербайджанские, Армянские, Дагестанские(Лезгинские, Табасаранские, Аварские), Грузинские, а также ковры, произведенные малыми народностями, проживающими на территории Кавказа, например курдами. Производство в данный момент имеет незначительное количество, но очень высокого качества и с натуральными красителями. В основном сейчас на рынке преобладают старинные изделия. Антикварные кавказские ковры очень популярны сегодня у дизайнеров интерьеров.
Результат большого трудолюбия и огромного упорства
Туркменский народ занимается ковроткачеством многие века и это оставило свой след в формировании определенных черт характера, без которых ткать ковры вряд ли бы получилось. Изготовление ковра – процесс очень трудоемкий и долгий. Мастер должен обладать трудолюбием, терпением и упорством. Несмотря на кажущееся однообразие работы при создании ковра необходима хорошая память и сосредоточенность. Даже религиозные суфийские мистики практиковали ковроткачество в качестве медиативной практики, так как сам процесс закалял душу и обучал терпению. А для духовной жизни такие внутренние качества являются основополагающими для дальнейшего развития.
Каждый ковер создается колоссальным трудом. Невероятное трудолюбие туркменского народа позволяет обеспечить Туркменистану золотой век. Искусствовед О. Пономарев описывал, что в день нужно десятки тысяч раз провести железным гребнем, (вес несколько кг), и не просто помахать, а с силой им ударять и ощущать рукой силу отдачи. Не каждый атлет выдержит такое испытание. В Туркменистане же такая кропотливая и трудная работа ложится не хрупких женщин, которые вкладывают в ковры помимо огромного таланта и труда свои художественные идеи, мечты и чувства. Если затраты энергии для изготовления одного ковра перевести для сравнения в физические единицы, то получится, что на каждый ковер, которым мы можем долго любоваться или ходить по нему, затрачено энергии, которая равна в эквиваленте 300 лошадиным силам. Этим можно было бы освещать в течение 8 часов небольшой город.
Особенности расположения узоров
В зависимости от того, каким образом расположен на ковре узор, можно выделить несколько типов:
- Медальон – находится в центре композиции, состоит из множества элементом, бывает круглым, овальным, ромбовидным, ассоциируется с солнцем, иногда напоминает изображение глаза;
- Авшан – переводится как усеянный и представляет собой повторяющийся по всей площади изделия рисунок без использования центрального медальона;
- Хешти – изделие условно разделено на квадраты, в каждом из которых содержится индивидуальный орнамент;
- Михраб – изображение молитвенной ниши мечети в дополнении с растительными мотивами и другими причудливыми формами.
Тайны истории — в Китае
Несмотря на то, что исторической родиной туркменов является территория их государства, истоки появления названия этого народа следует искать в иных местах. Первые сведения о племенах, населяющих современную Туркмению, появляются в китайских источниках.
Что интересно, именно китайцы впервые использовали слово “туркмен”. И если обычно земля получает название от народа, проживающего на ней, то в случае с туркменами всё было иначе. Изначально понятие “туркмен” использовалось по отношению к региону, где жили предки туркменов.
Туркмены на базаре в Мерве, 1800-е годы
Турецкие историки считают, что само название “туркмен” состоит из двух основ, что вполне очевидно. Однако, по их мнению, это слова “тюрк” и “имам”, что значит “верующий турок”, а конкретнее — представитель тюркского народа, придерживающийся мусульманского вероисповедания.
Впрочем, с этой версией согласны далеко не все исследователи. Многие учёные считают, что происхождение слова “туркмен” связано со словами “тюрк” и “ман”, причём последнее переводится как “человек”. По сути, в этом случае туркмены одним своим определением указывают “я — человек тюркского этноса”.
Туркмены играют на гаргы тюйдук, 1899 год
Материалы
С самого начала для изготовления полотнищ применялась шерсть овцы, так происходит и сейчас. Главные положительные качества данного материала:
- легко отделывается;
- долговечный;
- прочный;
- изделия получаются очень тёплыми.
Однако во время подготовки шерсти к плетению применяется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, с самого начала применялись исключительно настоящие добавки – аж до Девятнадцатого века просто не было другой альтернативы. Однако с появлением химической отрасли начали возникать не настоящие красители, которые начали использоваться при изготовлении туркменских ковров.
С самого начала реагенты выделяли вещества которые вредны, что не имело возможности не отобразиться на общем качестве и востребованности ковров. Естественно, что с каким то периодом ситуация преобразилась. И в наше время хоть и используются не настоящие красители, однако они уже невредны для человеческого здоровья и не выделяют в атмосферу ядовитые вещества.
Цвет и орнаменты
Не обращая внимания на изобилие различных видов туркменских шерстяных полотнищ, у них у всех доминируют красный цвет и его оттенки. У множества изделий фон из бордовых нитей, благодаря этому такой цвет считается ключевым.
Вообще, для плетения могут применяться какие угодно оттенки, в особенности сегодня, когда окрасить шерсть в необходимый цвет не составляет большого труда. Однако самые распространенные тона:
- черный – служит для облицовки орнамента и выступает цветом различных стихий;
- синий;
- оранжевый.
Также активно применяется зеленый окрас – это символ плодородия и урожайности.
Бордовый фон
Что же касается рисунка, то каждой периферии характерен личный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» собственную историю, точнее, определенные моменты из нее. Практически узор полотнищ носит символичный характер – на многих коврах можно рассмотреть узоры, обозначающие степи и следы животных.
Также, на многих рисунках отображаются религийные направления и история различных народностей. Историки не прячут, что старые полотна, кроме культурной ценности, имеют так же и научную. Ведь каждое каста использовало ковры для передачи того, как они видят мир вокруг вас. Также на данных шерстяных изделиях отражалась нынешняя картина мира. Ведь в каком-нибудь смысле узор – это код, благодаря которому мастера слали письмо иным людям.
Туркменские ковры: цвета и узоры
Каждое туркменское племя разработало свой уникальный дизайн, или гул, который отличает ковры разных племен и родов друг от друга и туркменские ковры от других восточных ковров. Конструкции и узоры также традиционно варьируются от деревни к деревне. Например, клан Эрсия у Каспийского моря использует якорный мотив.
Родовые туркменские узоры в дизайне преимущественно геометрические. Для туркменского ткачества характерно множество вариаций красного цвета. Происхождение орнаментальных ковровых конструкций коренится в реалиях туркменской повседневной жизни и местности, где они живут, таких как местная растительность и животные, поля. Эти конструкции встречаются как в Гольсе, ковровых узорах центрального поля, так и в обрамлении и краях ковра.
Главными украшениями на туркменских коврах являются первичные и дополняющие их «гели» — ковровые узоры, вдохновленные природой, бытом и обычаями туркменского народа, иногда дополняющие чувства, мечты, радости, печали, надежды и пожелания ткачей и их племен. Также выражают героизм, мужество и преданность Родине.
В современных туркменских коврах сохранились гели ранних туркменских племен. Через Салор и их ковры ученые почерпнули понимание ранних туркмен и их ремесел. Салорские племена до сих пор считаются первопроходцами туркменского ковроткачества. В конце 19 века, когда Салоры практически перестают делать ковры, на торговых рынках появляются Сарыкские и Теккинские ковры с очень популярными для Салор узорами.
Туркменский красный цвет варьируется от ярких праздничных оттенков до темно-вишневого и коричневого. Он дополняется дизайнами, выполненными в желтых, темно-зеленых, синих, темно-синих и белых тонах. Центр обрамлен темно-синим, темно-коричневым и иногда черным цветом. Белые детали геля гармонируют со всей окраской ковра отчасти из-за естественного теплого коричневого цвета подложки.
Туркменский ковер
Практически подобные ковры делаются не только в Туркмении. Они ткутся на территории Таджикистана, Узбекистана и прочих Азиатских стран. Обусловлено это тем, что история создания данных изделий уходит далеко в глубину веков. В то время еще не было деления на государства, а существовали кочевые племена, которые и занимались ткацким искусством.
Аналогичным образом, методика передавалась много поколений и сбереглась до наших периодов. А самый устаревший ковер, сохранившийся в наше время, осуществлен в V веке до нашей эры. Вообще, для азиатских народов ковер – это символ мира и дома. У них даже есть старинная пословица: там, где положишь на землю ковер, будет оазис. Аналогичным образом, становится ясно, что этот народ олицетворяет данные изделия с процветанием.
С самого начала ковры ткались кочевыми племенами. Оседлые жители тех мест не владели аналогичными технологиями и могли заплетать исключительно из шелка. Потому как племена нередко передвигались, то главным назначением изделий из шерсти было абсолютно не украшение дома. Коврами утепляли шатры и применяли их для остальных домашних потребностей.
Для кочевников это был один из показателей благосостояния. Чем больше у семейства было ковров и чем лучшего они были качества, тем обеспеченнее считалась семья. И это не удивляет, ведь из-за ручной технологии изготовления одна работница могла сплести в среднем около 5 метров квадратных ковра за месяц. Так, чтобы получить изделие, которым можно было бы укрыть полы в маленькой комнате, нужно было 2-3 месяца работы.
Пример изделия
Главное! В Туркмении есть государственный музей ковра – это говорит про то, что данные изделия воспринимаются как народное достояние.
Государственный символ
Государственный музей ковра собой представляет один из основных центров культуры столицы Туркмении. Его площадь превосходит 5 тысяч метров квадратных. На данной территории хранится более 3 тысяч экземпляров шерстяных изделий. Кроме выставки, ковры тут подвержены реконструкции. А это очень сложный и трудный процесс, так как главные работы выполняются ручным способом.
Туркмения – только одна страна, где отмечается день ковра. Он ведется каждое последнее воскресенье мая. А флаг страны украшен нестандартным рисунком. Аналогичным образом, для Туркмении ковер – это не просто шерстяное изделие, а настоящий государственный символ с многолетний историей.
Музей ковров
Традиция
Женщины – туркменки, вкладывая всю свою душу в изготовление коврового изделия, не забывают и о традициях национального ковроткачества, которые сохранены и по сей день. Праматери туркмен с ремесла возвысили ковёр до уровня искусства. Считается неуважением народных традиций, если девушка в семье не перенимает ремесло от старших женщин, и ковроделие на одном из поколений останавливается.
В туркменских семьях мать с раннего возраста начинает готовить своей дочери приданое в виде различных ковровых изделий. Девушка на выданье должна соткать ковры своими руками (тем самым быть готовой показать родным жениха свое умение). Девушку-невесту при выходе из родительского дома сажают на ковёр. Рядом с ней усаживаются её тети, снохи и другие женщины. При этом родные жениха одаривают их подарками и сладостями. В день свадьбы невесту увозят в дом жениха, посадив в ковровый «кеҗебелик».
В доме жениха приданое невесты оценивается по красоте и качеству (смотрины приданого обычно сопровождаются шутками и присказками). Умелых мастериц хвалят.
И сегодня, перед началом работ, ковровщицы советуются со старшими, которые по астрономическому календарю определяют благоприятный день — «сахетли гун», когда можно приступать к изготовлению ковра. Когда ковровщица начинает натягивать основу ковра, ей обязательно желают удачи в работе и говорят «Ишин илери», на что она отвечает: «Яшын узын болсун» (долгих лет жизни). В процессе ткачества, разглядывая ковёр, все говорят ковровщице «Армавери» (не уставай), на что она отвечает «Бар бол» (желаю здравствовать).
Ковровщица на радостях, что завершила кропотливую работу, печёт лепешки и угощает и сладостями друзей и соседей.
При снятии готового ковра, по традиции, каждый присутствующий старается вынести из помещения «күҗи» (ремез) от станка, и этим совершить «согап» — благодеяние, которое «равно освобождению узника из тяжёлого заключения». Этим подчеркивается трудоёмкость ковроткачества.
Туркменские ковры
Обычно имеют геометрический дизайн, преобладают красные и коричневые цвета. Антикварные туркменские ковры очень ценятся коллекционерами. В данное время 15 фабрик принадлежащих государству в Туркменистане производят около 50.000 квадратных метров ковров в год в основном красного цвета. Самые популярные и известные из туркменских ковров — Текинские(в англоязычных книгах часто называются — бухарскими).