Что это за тип ткани?
Искусственный шелк – это ткань, создаваемая из синтетических волокон, которая обладает гладкой и шелковистой поверхностью, по внешнему виду напоминающая натуральный шелк.
Изготавливается материал из вискозных нитей, который получается путем переработки древесной целлюлозы.
Производится материал следующим образом:
- Из дерева посредством вываривания получается целлюлоза.
- Целлюлоза проходит несколько этапов обработки, в том числе – окисление кислородом и замачивание в щелочном растворе.
- Полученная масса пропускается через прядильную машину, через которую выходят готовые вискозные волокна.
- Нити вискозы проходят через ткацкий станок и образуют единое полотно – искусственный шелк.
- Ткань скручивают в рулоны, упаковывают и отправляют на склады.
Современный японский дом
Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.
Каркасное строительство по-японски
Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам.
Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.
В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:
- Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
- Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
- Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
- Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.
Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.
Эволюция интерьера – что изменилось
В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:
- Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
- Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
- Появилась высокая мебель на ножках.
- Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
- Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
- Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.
В интерьере японского дома все также главенствует принцип минимализма, экологичности и близости к природе.
Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.
Как ухаживать за шелком или как стирать шелк
Сегодня редко встретишь изделия из шелка, поэтому мало кто знает, как за ним ухаживать. Производители одежды, желая увеличить свою прибыль, убирают из линейки продукты из натуральных тканей, особенно дорогостоящие материалы такие, как шелк: во первых, шелк- ткань дорогая или очень дорогая, во вторых, пошив изделий из шелка- процесс трудоемкий и сложный. Наше ателье часто шьет изделия из шелка, поэтому статья посвящена уходу за изделиями из этого материала.
Высокая цена на шелк оправдана — процесс получения нити невероятно сложный. В Римской империи шелк был настолько дорогостоящим, что его ценили на вес золота и использовали в качестве платежного средства в торговых операциях. Носить шелковые наряды разрешалось лишь весьма состоятельным людям. Шелк — это продукт выделения шелкоотделительных желез гусениц шелкопрядов при завивке кокон. Шелковая нить крепка, она такого же диаметра, как стальная проволока, но она намного эластичнее. На сегодняшний день это самая износостойкая нить из всех существующих. Но для того, чтобы шелк служил долго за ним необходимо правильно ухаживать.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, натуральный шелк вдвое прочнее шерсти. Однако, он тоже разрушается под действием щелочи. Щелочь может лишить шелк присущего ему блеска. Как известно, мыло — это щелочь, поэтому не экспериментируйте и не стирайте шерстяные и шелковые вещи мылом. Также категорически нельзя стирать их обычными стиральными порошками. Последние, имея высокий уровень pH, создают в растворе щелочную среду. Лучше всего стирать шелк специальным средством для шелка или обычным шампунем для волос ( только не для окрашенных волос и без всяких добавок). Шампунь придает изделию блеск и мягкость. Можно замочить шелк в воде, в которую добавлено немного уксуса. Пусть полежит час. После достаньте вещь и встряхните ее. Прополощите в чуть теплой воде. Не нужно при стирке тереть ткань и отжимать ее. Не стирайте шелк в горячей воде и в стиральной машине.
Не ленитесь набрать в тазик водички 30 градусов, вспенить шампунь и положить ваше шелковое изделие. Чтобы не говорили прозводители стиральных машин, ни одна из них не предназначена для стирки шелка.
Как сушить шелк. Перед сушкой заверните шелковое изделие в чистое сухое махровое полотенце, чтобы оно впитало лишнюю воду. Затем положите вещь на горизонтальную поверхность для сушки. Но ненужно слишком пересушивать вещь она должна быть немного влажной пред глажкой. Ни в коем случае не используйте для сушки шелкового изделия сушилку, она может повредить его внешний вид.
Как гладить шелк. Аккуратно разложить чуть влажную ткань на гладильной доске в один слой. Во время глажки шелковой вещи нельзя брызгать на ткань воду, так на ней могут остаться пятна и разводы. Разводы — это не навсегда, при первой замачивании в чистой воде разводы уйдут. При глажке необходимо выбирать температурный режим, подходящий для ткани. Гладить шелковое изделие необходимо только с изнаночной стороны, особо отмечу еще раз — только в один слой!
Следующая статья по уходу будет посвящена шерсти.
Виды ткани
Искусственный шелк – обобщенное название для всех тканей, имеющихся шелковистую поверхность и изготавливающихся из синтетических волокон. Включает оно несколько видов материала:
Классическая ткань, которая чаще всего и используется в качестве заменителя натурального шелка. Изготавливается из целлюлозы эвкалипта и бука. Имеет легкую, но прочную текстуру и мягкую, шелковистую поверхность.
Производится из целлюлозы эвкалиптового дерева и является самым экологичным видом материала. Полотно имеет высокую прочность и износостойкой и внешне похожа на шелк.
Уникальное блестящее и приятное на ощупь полотно, которое способно сохранять форму и обладает высокой эластичностью. Однако оно электризуется, практически не впитывает влагу и легко образует затяжки.
Изготавливается из древесной целлюлозы, которая предварительно вымачивается в растворе медного купороса и аммиака. За счет этого ткань очень гладкую и блестящую поверхность.
Производится материал из полиэстера и образует невесомое, шелковистое полотно. Но учитывайте, что оно электризуется и быстро образует затяжки.
Визуально все ткани похожи на натуральное шелковое полотно – они обладают благородным блеском и приятны на ощупь. Однако для выбора конкретной ткани учитывайте ее назначение, чтобы она не доставляла вам неудобств.
Технология производства
Гусеница в коконе
Традиционно производством шелка в Китае занимались исключительно женщины. Получение волокна было кропотливым и деликатным трудом, требовавшим тонкости, внимания и терпения. Сейчас шелковые ткани изготавливают в цехах при помощи машин и станков.
- Одомашненных тутовых шелкопрядов выращивают специально. Они очень плодовиты – самки откладывают до 500 яиц, которые затем тщательно проверяют, отбирают лучшие.
- Насекомых кормят листьями шелковицы до момента окукливания. Коконы сортируют по цвету, форме и величине.
- Чтобы размотать кокон, его обдают горячим паром или помещают в кипяток — так умерщвляют насекомое. Под воздействием влаги и температуры волокна размягчаются, становятся эластичными. Клейкий слой растворяется, и волокна можно расправить.
- С одного насекомого получают до 1550 метров шелковины (то есть шелковой нити) толщиной от 20 до 30 микрометров. Натуральный цвет белый либо кремовый. Шелковое волокно состоит из фиброина и серицина, то есть из белков. В составе шелка есть аминокислоты, натрий, калий, воск и жиры.
- Чтобы создать шелковую пряжу, несколько волокон скручивают вместе – так образуется нить. В зависимости от толщины и качества пряжи объединяют до восьми волокон. Готовая нить называется шелк-сырец. Материал собирают в мотки и отправляют на текстильное производство.
- Шелковые нити скручивают, замачивают и окрашивают в зависимости от того, для какого вида ткани они будут предназначены. Обычно шелк обрабатывают несминаемой, водоотталкивающей и безусадочной пропитками.
Традиции домостроения по-японски
Климат японского островного государства морской, мягкий и в основном теплый. Но этот подарок судьбы уравновешен повышенной сейсмоактивностью. Японию регулярно трясет, и это не могло не отразиться на философии ее жителей: они стойко переносят любые погодные невзгоды от землетрясений до тайфунов.
Условия жизни сформировали особый тип домостроения: практически все дома издавна возводились по технологии деревянного каркаса. Оригинальная архитектурная концепция была выработана для святилищ и храмов. Ее приемы оказались удачными (в Японии есть храмы с личным возрастом в тысячу с лишним лет), и были заимствованы для жилых построек.
Очевидно, опытным путем было установлено, что каркасные стены наиболее устойчивы к землетрясениям. Древние храмы перенесли, покачиваясь, тысячи толчков без малейшего вреда для себя. Сегодня в городах строятся небоскребы со стальными каркасами, способные выдержать десятибалльные толчки, но большинство малоэтажных построек возводятся по старинке.
Традиционный городской районИсточник bbci.co.uk
Причина такой приверженности традициям понятна и практична. Жизнь в тонкостенных каркасных постройках стала возможной благодаря теплым течениям и мягкому климату. Каркас, благодаря упругости дерева, амортизирует толчки, и. даже если разрушается, то дает большую вероятность спасения, чем тяжелые строительные материалы.
Современные производители
Сегодняшние предприятия по выпуску посуды предпочитают работать с костяным фарфором, состав которого несколько отличается от зарубежных аналогов. Благодаря высокому содержанию костной муки, изделия обладают удивительной прочностью при минимальной толщине. Они хорошо сохраняют тепло, нетребовательны в уходе и соответствуют высшим современным стандартам. Что касается дизайна, то японские производители по-прежнему ориентированы на западные образцы, хотя в лаконичности форм и отточенном до мелочей декоре чувствуется неповторимый национальный колорит.
Самые известные торговые марки:
- Japonica – бренд, представляющий лучшие традиции классического фарфорового производства. Его продукция безупречна с эстетической и практической точки зрения. Инновационные технологии обеспечивают долгую службу предметов столовой сервировки, их гигиеничность и способность эффективно противостоять любым неблагоприятным факторам.
- Noritake – компания с более чем вековой историей, лидер современной фарфоровой индустрии. Продукция фабрики, выпускавшаяся в 1891-1924 гг., является предметом коллекционирования. Современный ассортимент состоит преимущественно из проевропейской классики, в то время как среди винтажных образцов можно встретить немало ориентальных декоративных мотивов.
- Nikko – ещё один бренд «с историей», прославившийся собственными инновационными разработками в области фарфорового сырья и производственных технологий. Выпускает продукцию высшей категории для домашнего пользования и сегмента HoReCa. Стиль большинства коллекций – современный. Но в некоторых линейках, например, «Суми но токи» от дизайнера Хироко Кошино, прослеживаются мотивы национальной керамики стиля раку.
- Narumi – лидер в сфере профессиональной фарфоровой посуды, основанный в 1911 году. В настоящее время производит и линейки для домашнего обихода. В продукции бренда элегантно сочетаются вековые японские традиции и современный подход. Многие сервизы расписываются вручную, а также украшаются золотом и платиной, что повышает их художественную ценность.
Что такое шелк
Шелк или шолк – написание этого слова до сих пор ставит некоторых в тупик. Вторая буква в слове – «е», и иного написания быть не может. Название материи произошло от насекомого, вырабатывающего нить – шелкопряда. Эта бабочка питается шелковицей и формирует коконы из прочнейшего волокна. Тутовая разновидность считается лучшим производителем ценного сырья, но всего насчитывается 200 видов бабочек, способных вырабатывать непрерывную нить высокой прочности. Еще один известный представитель рода – дубовый шелкопряд.
Шелк по-английски звучит как silk, на итальянском – seta, хотя родина шелка – Китай. Долгое время секрет производства ткани оставался нераскрытым. В арабском мире шелковая ткань появилась на несколько тысячелетий позже, чем в Китае, а производить натуральный шелк в Европе начали только в период Крестовых походов.
Шелковая нить является результатом переработки натуральных волокон. Настоящий шелк получают исключительно из коконов тутового шелкопряда, причем личинку в процессе производства умерщвляют. Иного способа добыть ценное сырье не существует. Шелководство считается дорогостоящим и трудоемким, а потому натуральный шелк обходится в круглую сумму.
Шелк, хлопок и шерсть получают из натурального сырья, но первая разновидность считается самой ценной. Из нее получают плотные и легкие шелковые ткани. К сожалению, многие из них успешно подделываются. Недобросовестные производители используют вискозу и синтетику, чтобы снизить себестоимость, при этом выдают полотна за натуральные.
Возникает вопрос, как отличить подделку от оригинала? Определить натуральный шелк удается так же, как и другие ткани – методом поджигания нити. Синтетика плавится, а не горит. А натуральный материал прогорает, оставляя запах перьев. Если в составе присутствуют такие волокна, как полиэстер или нейлон, что говорит об искусственном происхождении материала, то при трении они будут накапливать статическое электричество и искрить.
Мы разобрались, что это такое – шелковое полотно, теперь узнаем, из чего его производят в современном мире и как используют.
Примечания и ссылки
- Дэвид Л. Рид и др. , « Пара вшей потеряна или паразиты восстановлены: эволюционная история антропоидных вшей приматов », BMC Biology , vol. 5, п о 1,7 марта 2007 г., стр. 7, в частности, ссылка № 19 ( DOI )
- Дэвид Л. Рид и Джессика Е. Лайт и др. , « Пара вшей потеряна или паразиты восстановлены: эволюционная история антропоидных вшей приматов », BMC Biology , vol. 5, п о 1,7 марта 2007 г., стр. 7 ( DOI )
- Катрин Бренике, Очерк о ткачестве в Месопотамии, первых оседлых общинах в середине 3- го тысячелетия до нашей эры , Париж, де Боккар,2008 г., 416 с. ( ISBN 978-2-7018-0235-0 )
- (in) М. Балтер , « Одежда делает человека (Ху) » , Наука , т. 325, п о 5946,11 сентября 2009 г., стр. 1329-1329 ( DOI )
- (in) Э. Квавадзе и шея , « 30 000-летние волокна дикого льна » , Наука , т. 325, п о 5946,11 сентября 2009 г., стр. 1359-1359 ( DOI )
- ↑ и Изобретения, которые изменили мир , Избранное издание читательского дайджеста, 1982 г. ( ISBN 2-7098-0101-9 )
- (in) Мэри Э. Беркетт , « Ранняя дата происхождения войлока » , Анантолийские исследования. Журнал Британского института археологии в Анкаре , т. 27,1977 г., стр. 111-115
- Лиз Бендер Йоргенсен, « Текстиль каменного века в Северной Европе », Текстиль в северной археологии, Текстильный симпозиум в Йорке, Северо-Европейский симпозиум по археологическому текстилю, Монография 3, NESAT III; Лондонские публикации архетипа, 1990, стр. 1-10
- Корин Жюльен, История человечества: от предыстории до истоков цивилизации , ЮНЕСКО,2000 г. , стр. 1226
- Сделайте легко воспламеняющийся материал негорючим или менее горючим, пропитав его веществами, останавливающими или замедляющими действие огня. См. Определение глагола огнестойкий
- Одежда , MN Boutin-Arnaud, S. Tasmadjian, Éditions Nathan, 1997. ( ISBN 2-09-182472-0 )
- Спецпредставитель от 19 сентября 2013 г.
- Латуш, С. (2000). Этика на этикетке по разумной цене: Аристотель, SEL и честная торговля. Полугодовой обзор MAUSS, (15), 346-358.
Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу
В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.
Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.
Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.
Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.
Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)
В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.
В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.
В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.
Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)
Ацетатный шелк, его отличие от вискозного
Ацетатный шелк – это ткань полученная из триацетатных или диацетатных нитей. Волокно научились получать гораздо позже, чем вискозное. Для производства материала также служит целлюлоза.
Шелк из эфироцеллюлозных волокон обладает меньшей гигроскопичностью чем из вискозных, поэтому сохнет быстрее. При температуре от 140 градусов эти волокна размягчаются, оттого утюжить материал из них нужно через влажную ткань на правильном режиме. Эти волокна неустойчивы к воздействию щелочей, поэтому стирать материал из них нужно мягкими моющими средствами. Искусственный шелк из эфироцеллюлозных волокон устойчив к воздействию микроорганизмов. Недостаток материала, это высокая электризуемость. Ткани из этих волокон пропускают ультрафиолетовые лучи.
Современная легкая промышленность уже меньше употребляет ацетатный шелк. Хотя технология производства остается наиболее экологичной относительно получения других искусственных тканей. Уменьшение объемов производства ацетатного шелка, связано с повышением спроса на синтетические шелка, которые имеют преимущества – несминаемость и низкая стоимость. На ткань из синтетических волокон прекрасно наноситься любой принт.
Технология производства ацетатного и триацетатного волокна
- Измельчение древесного сырья.
- Очистка целлюлозы.
- Действие уксусного ангидрида на целлюлозу в присутствии растворителя – уксусной кислоты и катализатора – хлорной или серной кислоты. Эта реакция необратима в результате её образуется триацетат целлюлозы (ТАЦ).
- При дальнейшем гидролизе триацетат целлюлозы, происходит частичное омыление этого сложного эфира и образуется диацетат целлюлозы (ДАЦ).
- Из раствора ТАЦ и ДАЦ высаживают водой и высушивают.
- Твердый триацетат целлюлозы растворяют в метиленхлориде с добавлением спирта. А диацетат целлюлозы растворяют в ацетоне с добавлением воды, для улучшения условий формования волокна.
- Полученный подогретый прядильный раствор ДАЦ струйками поступает на фильеры, а затем в шахту с горячим воздухом. Происходит испарение ацетона, вода же остается в волокне и способствует его эластичности. В шахте с горячим воздухом испаряется метиленхлорид, а спирт оставшись в волокне придает ему эластичность.
Заключительная отделка ТАЦ и ДАЦ волокон это вытягивание, замасливание, кручение и термофиксация.
Тэримен — тканевая скульптура в миниатюре
Теримэн (Chirimen craft) — старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства — создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.
Русские народные декоративные ткани
Текстильные изделия, отличающиеся своими художественными достоинствами, создавались народами, населяющими бывшую территорию СССР. Народы Средней Азии и Закавказья имеют древние традиции художественного плетения шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей и ковров.
Декоративное ткачество было известно еще в Древней Руси. Его практика встречается как в литературе, так и в сохранившихся фрагментах шерстяных тканей северных славян 10-го и 11-го веков. Печатные ткани и различные декоративные ткани использовались для покрывал, полотенец, скатертей, платков и одежды русскими, украинцами, белорусами, балтийцами.
История русского шелкоткачества началась в 16 и 17 веках и достигла своего пика в 18 веке. Дамаски, брокады и гризеты производились как с большими, так и с небольшими узорами реалистично изображенных букетов роз и других цветов.
В 20 веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием технологий, используемых для нанесения узоров на ткани, художественное качество отечественных тканей улучшается. Арт-специалисты были привлечены для создания текстильных узоров, а в 1920-х годах были предприняты различные попытки, для того чтобы создать стандарт, который использовал несколько цветов и ограниченные узоры. В 1930-х годах интерес к классическому и народному наследию страны стимулировал возобновление усилий по созданию декоративных тканей в плане узора и цвета. Чаще использовались цветочные мотивы, иногда с советскими эмблемами. К середине 1930-х годов на крупных текстильных предприятиях страны были созданы художественные мастерские.
С середины 1950-х годов такие мастера советских декоративных тканей, как Н.М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, интенсивно работают над разработкой новых тканей и новых видов орнаментов, которые более разнообразны по ритмической структуре. Так, началась эпоха открытия всему новому, которая и продолжается до сегодняшних дней.
Бунка — японское искусство вышивки
Для данного вида вышивки используют специальную иголку (по типу иглы для швейной машинки). На ткань наносят желаемый рисунок и затем вводят иголку с вдетой ниткой, с изнанки должна остаться маленькая петелька. Данная вышивка отличается быстротой работы, сложность заключается только в умении наносить штрихи и смешивать цвета. Таким способом вышивают целые картины, главное — подобрать нитки, чтобы получился реалистичный рисунок. Нитки используют для работы не совсем обычные — это специальный «шнур», который во время работы распускается и за счёт этого получается очень красивый и необычный стежок.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Осиэ — японское искусство создания объемных картин из ткани и картона
Осиэ — японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.
Использование японских материалов — ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.
Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.