Ажур придаст легкости и торжественности любому наряду

Ажур — что это такое

ajurnaya-tkan-1

ajurnaya-tkan-2

Пик популярности ажура приходится на середину 19 века. Как раз в это время каждый уважающий себя представитель высшего и среднего сословия должен был иметь украшение или отделку из этого материала.

Ажур представляет собой ткань со сквозным орнаментом. Так называют как изделие, так и сам материал. Для изготовления используются различные волокна. Здесь суть в самом переплетении, а не в сырье для изготовления полотна.

В чистом виде применяется редко. Этому виной его прозрачность. Его удачно можно комбинировать как с более плотными тканями (атлас, сатин), используя в виде украшения, так и сочетать с жаткой или даже с ситцем.

В русском языке сложились устойчивые выражения с этим словом. Они вышли за рамки текстильного термина и перешли в разряд искусства. Если услышите фразу «все в ажуре», то это означает, что дела идут отлично, а вот само слово «ажурный», означает искусную сложную работу, которая требует большого мастерства.

Характеристика

izdelie-1
izdelie-2

Ажурная ткань покоряет своими мотивами. Это сложное сплетение узоров, образованных волокнами и их смещением. Квадраты, овалы, затейливые окружности и даже фантазийные картины… Все это можно представить, глядя на полотно.

Плюсы и минусы зависят в первую очередь от сырья, из которого изготовлено полотно. А это может быть хлопок, шерсть или полиэстер. Поговорим о характеристиках ажура.

Плюсы

  • Приятный фантазийный внешний вид;
  • Служит в качестве отличного декорирующего элемента;
  • Может использоваться как для отделки и пошива одежды, так и в качестве штор и элементов интерьера;
  • Хорошая воздупроницаемость;
  • Прочность (несмотря на внешнюю беззащитность и легкость);
  • Мягкий или жесткий в зависимости от обработки сырья и характеристики основополагающих волокон;
  • Хорошо комбинируется с другими тканями;
  • Внешняя легкость и воздушность;
  • Если в основе натуральный материал, то не растягивается и не деформируется.

Минусы

  • Не может использоваться полностью как самостоятельная ткань для одежды, так как очень прозрачная (только в качестве эпатажного или сценического наряда);
  • Нуждается в бережном обращении, так как может иметь очень тонкие связи волокон.

Сложные переплетения

Образуются на основе главных, производных и комбинированных переплетений. Применяется больше двух систем нитей основы и утка. Примеры тканей:

  • Полутораслойные.
  • Полые (мешковые), двойной (тройной и более) ширины.
  • Двухслойные.
  • Многослойные.
  • Ворсовые (уточно- и основоворсовые).
  • Петельные.
  • Жаккардовые.
  • Пике.
  • Перевивочные (ажурные).

Креповые переплетения

Этот способ изготовления материи является производным от полотняного плетения и рогожки. При креповом переплетении нити расположены более хаотично. Такая материя труднее сминается и не сыпется на линиях отреза.

Креповое плетение

Производные переплетения

Производные полотняного переплетения

Образуются путём усиления (удвоения, утроения и т. д.) перекрытий нитей полотняного переплетения в направлении основы и/или утка. Примеры:

Репс

Виды:

  • основный репс;
  • уточный репс;
  • полурепс.

Обозначается дробью. У основного репса, в числителе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) первой основной нити раппорта, в знаменателе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) второй основной нити раппорта.

  • Основный репс 2/2

  • Основный полурепс 3/1

  • Уточный репс 3/3

  • Уточный полурепс 2/3

Ассортимент тканей: хлопчатобумажный и шёлковый репс, хлопчатобумажная фланель, файдешин (разновидность фая), платьевые и костюмные шерстяные ткани, репсовые ленты.

Рого́жка

Ткань, в которой нити основы и утка образуют достаточно крупные квадраты, расположенные в шахматном порядке Обозначается дробью. В числителе — степень усиления в направлении основы и утка первого одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения, в знаменателе — степень усиления в направлении основы и утка второго одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения.

RО = RУ = 4, 5, 6, 7, 8.

  • Рогожка 2/2

  • Рогожка 2/3

Ассортимент тканей: оксфорд, двунитка, хлопчатобумажные и льняные рогожки, некоторые шерстяные и шёлковые ткани.

Производные саржевого переплетения

Усиленная саржа

Усиленная саржа 2/2

Ассортимент тканей: шотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин, колумбия, трико костюмное, плательные ткани.

Ломаная саржа (обратная, шеврон)

  • Раппорт ломаной саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Раппорт ломаной саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ломаная со сдвигом саржа (обратносдвинутая)

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 1/4

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 1/4

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/2

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: гринсбон.

Ромбовидная саржа (крестообразная, лозанж)

  • Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 1/4

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1/4

  • Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 2/2

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

  • Раппорт сложной саржи 1/2, 2/2

  • Сложная саржа 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Зигзагообразная саржа

  • Раппорт зигзагообразной саржи по направлению утка на базе саржи 2/4

  • Зигзагообразная саржа по направлению утка на базе саржи 2/4

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Теневая саржа

  • Раппорт теневой саржи по направлению утка на базе саржи 1/4. Эффект перехода «от света к тени и снова к свету»

  • Теневая саржа по направлению утка на базе саржи 1/4

Производные сатинового и атласного переплетений

Усиленные сатины и атласы

  • Раппорт усиленного сатина на базе сатина 7/3. Знаком «+» помечены усиливающие перекрытия

  • Усиленный сатин на базе сатина 7/3

  • Раппорт усиленного атласа на базе атласа 7/4

  • Усиленный атлас на базе атласа 7/4

Ассортимент тканей: молескин, блестящий мерсеризованный молескин, москат и ластик меланжевый, одёжные хлопчатобумажные ткани с начёсом (сукно, вельветон, замша).

Теневые сатины и атласы

Принцип построения теневого сатина и атласа такой же, как у теневой саржи.

  • Раппорт теневого сатина на базе сатина 5/3. Эффект перехода «от света к тени»

  • Теневой сатин на базе сатина 5/3

Свойства кружева и как производится эта ткань

Плетение кружева — это довольно древний вид декоративно-прикладного искусства, который зародился в Италии. Ажурная ткань быстро завоевала популярность среди придворных дам, а спустя время и вовсе данное искусство распространилось по всей Европе. Сегодня же это мастерство не забыто, хоть и не является таким массовым увлечением. Современные девушки предпочитают приобретать уже сшитые наряды с ажурными элементами или же полностью выполненные из кружевной ткани.


Кружевная ткань

Если разбирать более подробно, то кружевом называют текстиль без тканой основы, где рисунок формируется путем переплетения нитей. Такой способ изготовления делает данный материал более воздушным, эластичным с сетчатой структурой.

Внимание! Кружевное полотно может быть выполнено как из натуральных (хлопковых, льняных, шелковых), так и из синтетических нитей. Шелковое кружево


Шелковое кружево

К основным свойствам кружевной ткани можно отнести следующие:

  • тонкость, что делает кружевную ткань отличным материалом для изготовления нежных платьев, к тому же благодаря тонкости она отлично сочетается с другими тканями;
  • сложность рисунка, который выигрышно выделяет такой материал среди других, а также позволяет использовать его в декоративных целях;
  • прозрачность, так как ткань имеет сетчатое основание;
  • легкость, что делает возможным кружево сочетать с более плотными весомыми тканями.

Также стоит отметить, что кружевная ткань не осыпается по срезу, позволяя не обрабатывать края обметочным швом. При этом выкройки можно делать не определяя долевую нить.

Вам это будет интересно Описание свойств, характеристик и внешнего вида гипюровой ткани в разных цветах

В зависимости от способа изготовления узорчатые ткани разделяют на 2 вида:

  • ручной работы;
  • машинного производства.

Ручное кружево может быть выполнено путем плетения на специальных палочках (коклюшках), вышито тонкой иглой или изготовлено в технике хардангер. К машинному кружеву можно отнести ажур и гипюр.


Кружево ручной работы и машинное

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Кружевная ткань ручной работы, независимо от техники ее изготовления, все же имеет ряд своих достоинств и недостатков, которые обязательно следует учитывать.

К достоинствам кружев ручной работы можно отнести следующие:

  • применение только экологически чистых и натуральных материалов;
  • гигиеничность и высокая воздухопроницаемость;
  • безопасность, так как натуральные ткани не вызывают аллергической реакции и раздражения;
  • в таком кружеве не скапливается статическое электричество.

Вам это будет интересно Описание характеристик ткани букле: использование для пальто

Внимание! К недостаткам же можно отнести только 2 пункта — это высокая стоимость и прихотливость в уходе

Уникальные техники плетения кружева

Ткань кружево может быть выполнена различными способами, к уникальным техникам плетения относятся такие:

  • Тамбурный — это метод ручного вязания с помощью крючка. Такой способ позволяет создавать самые маленькие элементы используя одну нить.
  • Макраме, также называемое узелковым плетением.
  • Хардангер предполагает вышивку узора гладью с последующим вырезанием ткани внутри узора.
  • Ришелье, где основой является тонкое полотно (органза, сетка, батист). Узор вышивают стежками разной длины.
  • Игольное кружево, где рисунок по схеме на бумаге переносят на ткань тонкой иглой.
  • Филейное, где плетение выполняют на сетчатой основе, заполняя квадратные или ромбовидные ячейки.


Плетение кружева на коклюшках Кроме уникальных техник плетения и выполнения, кружево также можно подразделить на следующие:

  • французское;
  • итальянское.

Французское кружево

Несмотря на то, что большинство названий кружевной ткани имеют французское происхождение, Франция родиной узорчатого материала не является. Но благодаря попыткам повторить технику итальянского кружева, французские мастерицы создали более разнообразные способы плетения. И сегодня многие модельеры выбирают именно французское кружево для создания своих нарядов.

Самое первое французское кружево — это алансонское. Основой его являлся тюль с шестигранными ячейками, узор по контуру вышивался белым конским волосом и имел вид растительных орнаментов, букетов.

Обратите внимание! На сегодня алансонские кружева ручной работы входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Встретить в продаже ручную вышивку сейчас практически невозможно, так как такой материал производят на машине

При этом выполненное алансонское кружево способом машинной вязки сравнительно недорогое. И зачастую именно данную кружевную ткань используют для украшения свадебных платьев.


Алансонское кружево

Еще один вид популярного на сегодняшний день французского кружева можно считать шантильи, плетеное из черной шелковой нити. Особенностями его являются не только применение нити черного цвета, но и специальной сетчатой основы, которая имеет ячейки в виде сот, а также способ выполнения узора, где по необходимости меняют частоту переплетения нити для создания более объемного орнамента. Края узора при этом обшивают плотной нитью, что делает рисунок выразительнее.

Вам это будет интересно Сравнение бязи, сатина, поплина, хлопка, полисатина в постельном белье


Кружево шантильи

Итальянское расшитое кружево

Италия, являясь родиной кружева, впервые представила миру оригинальную ткань с вышитым узором шов по прорези и с орнаментом ретичелла (плетеного и сшитого иглой). Самые первые итальянские кружева представляли собой узкую полоску ткани с простейшим геометрическим орнаментом. Изначально на ткани вырезали фрагмент и заполняли его кружевом, обычно использовали петельный шов.

Со временем кружево ретичелла начали выполнять не по тканой основе, но и по нитям. Характерными для такой техники узорами были круги, треугольники, квадраты. Позже ретичелла преобразовался в узор, который стал называться Punto in Aria («стежки в воздухе»).

Особенно славилась Венеция своим производством кружева. Венецианский гипюр с момента появления периодически видоизменялся. Первоначально он представлял собой сложные узоры в виде растительных побегов, от которых отходили бутоны различных цветов, соединенных между собой тонкими связками с шипами.

Спустя время орнамент венецианского гипюра становился все меньше, рельеф контура делали менее заметным и практически невыпуклым. Сегодня же можно выделить рельефный и классический гипюр, и обычно используют такую ткань кружево для пошива нарядных платьев.


Венецианский гипюр

Гипюр — положительные стороны и недостатки

Гипюр, как и все виды ажурной ткани, имеет множество преимуществ:

  • красивый узор, позволяющий украсить любой наряд;
  • гипюровая ажурная ткань для платья представлена в огромном разнообразии от различных узоров, до оттенков;
  • такой материал легкий и хорошо пропускает воздух;
  • универсальность позволяет его использовать как для дорогих свадебных платьев, так и для более дешевых нарядов.

Естественно, без минусов данный материал не обошелся:

  • прозрачность ткани, что требует дополнительной подкладки;
  • при пошиве и раскрое необходимо подбирать рисунок, чтобы изделие выглядело эстетично;
  • при тонком гипюре можно легко сделать затяжки или разрыв нитей.

Состав

Обычно изготавливают ажур из ниток смесового состава: вискозы и хлопка, льна и акрила. Полностью синтетические ткани больше подходят для отделки, а для пошива одежды рекомендованы варианты ажура натурального происхождения. Рисунок обычно формируется из поперечной нити, а продольная служит основой. Но если речь идет о вязаном или вышитом ажуре, то ситуация меняется.

Вязаные ажуры получаются при соединении нитью отдельных элементов, выполненных из пряжи различного состава. Но лучше смотрятся ажуры из хлопка, бамбука, вискозы, льна, лиоцелла. На изготовление трикотажного ажура часто идут хлопковые волокна, а чтобы получить рулонную ткань, необходимы смесовые нити на бобинах и промышленные машины с высокой производительностью.

Добавление синтетических нитей обязательно, если нужно повысить прочность ткани. Натуральные ажуры имеют свойство быстро терять привлекательность и покрываться катышками.

История возникновения

Слово гипюр произошло от французского «guipure» и означает «воздушное кружево». Действительно он является разновидностью этого материала и представляет собой полотно с выпуклым переплетенным сквозным узором.

История гипюра начинается в Италии в 16 веке. Эта страна поистине признана родиной кружева. Первые мотивы были далеки от современных. Изначально это была тонкая полоска с простейшим растительным заостренным узором. Она использовалась для украшения воротничков. Постепенно рисунок становился сложнее и богаче, а из узкой полоски стало формироваться полотно. Наряду с растительными и геометрическими узорами стали изготавливаться варианты с изображением человека, животных, а также библейских сцен.

Первоначально кружево представляло собой сочетание переплетенного узора с вышивкой и шва по прорези. Так украшались широкие юбки дам, которые благодаря этому выглядели еще красивее и богаче.

Первые упоминания такой ткани как «гипюр» связано с Венецией. Однако нельзя сказать, что по внешнему виду можно определить именно этот вид. Стиль венецианского кружева постоянно видоизменялся. Если взять середину17 века, то для него были характерны объемные завитки, которые были украшены цветами лилии и плодами граната. Изначально же изображались цветы ромашки и тюльпанов, соединенных с шипами. Это были строгие мотивы типичные для эпохи Возрождения.

gipyur-3
gipyur-5
gipyur-7
gipyur-8

Конец 17 века поменял взгляд людей на вещи. Видоизменилось и гипюр кружево. Узоры стали гораздо мельче. Он получил название «point de rose». Это были небольшие розетки и зубчики (пико), а также витиеватые побеги, миниатюрные цветы и листья.

Стоимость изделия зависела от материала исполнения. Для богатых граждан создавались шедевры из льняных волокон с добавлением золотых и серебряных нитей. Для воплощения идеи в жизнь требовалось много времени и сил. Над одним изделием могли работать сразу несколько человек. Итальянские узоры шитые иглой и образованные сложными переплетениями славились далеко за пределами государства.

Однако наряду с дорогим гипюровым кружевом изготавливалось и дешевое. В его основе лежали узкие полоски из кружева, из которых и формировался «каркас». Остальное пространство заполнялось сеткой, выполненной иглой.

Если говорить об истории гипюра в России, то она неразрывно связана с Нижегородской губернией. Полный же список знаменитых «мастерских» выглядит следующим образом:

  • Московская;
  • Ярославская;
  • Тверская;
  • Новгородская;
  • Нижегородская;
  • Рязанская;
  • Вятская;
  • Вологодская;
  • Калужская;
  • Тульская;
  • Казанская;
  • Костромская;
  • Петербуржская.

Каждая имеет свои особенности изготовления и характерные узоры. Однако остановимся на первооткрывателе.

Атлас по праву называют королем шелковых тканей можно назвать атлас. Эффект, который производит эта ослепительно красивая ткань с удивительным способом переплетения нитей, можно описать двумя словами «сияющая роскошь».

О том как правильно выбирать детское постельное белье читайте здесь.

Начинается история в конце 19 века на территории Нижегородской губернии (в настоящий момент Чкаловский район). В качестве узора использовались деревья, птицы. Их очертания были четкими и фигуры изысканными. Если это орлы, то на крыльях хорошо оформлены перья, на деревьях интересно расположены ветви и листья.

Особое внимание мастерицы уделяли разработке решеток. В одном изделии могло быть использовано десяток различных вариаций

Они могли быть различной формы, образовывать розетки и быть в виде чешуек.

Первоначально использовалась только льняная пряжа. Затем добавились шелковые и тонкие хлопчатобумажные волокна. Выплетались кружевные шали, части женских платьев, воротники, но чаще все же это было мерное гипюровое кружево разнообразного дизайна.

Самый пик производства мерного варианта был достигнут в 1945-60 гг.

Уход за изделиями из ажура

Как правильно ухаживать за ажурными изделиями? Описание правил ухода:

  • Не следует вешать изделие на плечики. Тонкие нити от этого растягиваются, а вещь деформируется и теряет форму.
  • Запрещено стирать ажурные изделия в стиральной машинке даже в деликатном режиме. Стирать подобные вещи нужно вручную в теплой воде, избегая интенсивного трения. Особо тонкие кружевные вещи нужно замачивать в специальных чехлах.
  • Не стоит отжимать мокрые вещи, чтобы избежать разрыва тонких нитей. Сушить изделие следует в горизонтальном положении, разложив на мягком сухом белом полотенце.
  • Для отбеливания можно использовать только перекись водорода, другие химические средства запрещены. Предварительно следует протестировать перекись на изнаночной стороне возле шва.
  • Не рекомендуется гладить ажур утюгом. Если же на ткани образовались заломы, можно проутюжить ее теплым утюгом с изнаночной стороны через марлю.

Ажур – это довольно капризная материя, требующая особого внимания. Однако правильный уход обеспечит сохранность ажурных вещей.

Что такое кружево: виды, применение, свойства и уход

Ажур ткань — что такое: фото, описание переплетения материала, подробная характеристика ажурной ткани представлена в нашей статье. В наиболее распространенном значении это материал или декоративный фрагмент с просвечивающим узором. Слово «ажур» имеет французские корни (ajour) и переводится как «делать сквозным». Эти два слова полностью описывают технологию изготовления это красивого кружева.

Что шьют из ажурных материй?

Собственно, предназначение ажура – сугубо декоративное: украшать, создавать праздник, радовать. Поэтому изделия из него либо не предназначены для постоянного ношения (тогда гигиенические характеристики не так важны), либо вообще не являются одеждой.

Ажурными могут быть, например:

  • свадебные или вечерние платья;
  • костюмы;
  • перчатки;
  • корсеты;
  • нижнее белье;
  • шарфы;
  • чулки, колготки;
  • декоративные вставки на одежде;
  • зонты от солнца;
  • гардины;
  • покрывала;
  • декоративные наволочки;
  • скатерти;
  • салфетки;
  • полотенца.

При этом для пошива одежды ажур из-за его прозрачности и откровенности чаще всего сажают на основу из другой, более плотной, прочной ткани. Особенно эффектно смотрятся вещи, в которых такой «чехол» является частичным (например, рукава или юбка имеют подкладку только до середины).

Чтобы обеспечить изделию с деликатной фактурой долгую жизнь в гардеробе или интерьере, важно соблюдать простые правила:

  • стирать только вручную, в теплой воде (гардины лучше отдать в химчистку);
  • машинную стирку проводить в деликатном режиме, используя специальный мешок для защиты ткани;
  • отжимать для сушки только через полотенце;
  • гладить только с изнанки теплым утюгом.

Главная роль ажура – украшать нашу жизнь. Поэтому воистину стоит сказать огромное спасибо тем, кто придумал когда-то такую структуру текстиля (нечто среднее между дорогим кружевом и сеткой), которая способна дарить настоящее эстетическое наслаждение.

Ажур: что это такое, как выглядит ткань и каков ее состав, что шьют из кружевного материала?

Punto aria, или стежки в воздухе, – именно так называли ажурный материал в Италии в XVI веке. Это название как нельзя лучше подходит воздушной, полупрозрачной материи с вышивкой. Ажур завоевал популярность в качестве декоративной ткани несколько столетий назад и по-прежнему используется для пошива вечерних костюмов, платьев и нижнего белья.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.

Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Атлас-сатин что это за ткань

На просторах интернета нет так много информации о такой ткани, как атлас-сатин. Компания «Соня-Текстиль» решила исправить эту неточность и подготовила статью об атлас-сатине. Давайте сначала разберёмся по отдельности, что такое атлас, что такое сатин.

«Атлас (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.»

Изделия из шелковой ткани были и остаются дорогими и красивыми вещами. Теперь необходимо узнать о сатине.

«Сатин – плотная, прочная, красивая ткань, которая не теряет свойств после многократной стирки, приятна в пользовании, долговечна. Из нее шьют постельные принадлежности, шторы, покрывала, одежду. Производят сатин на ткацком станке.» Строго говоря, слово «сатин» обозначает процесс изготовления полотна с помощью определенного переплетения нитей.

Сатиновое и атласное переплетение нитей

Теперь очень важно закрепить. В атлас-сатине используется атлас, но создают его с помощью сатинового переплетения, а не атласного

Отсюда название «Атлас-сатин».

Характеристики ткани атлас-сатин

В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость на ощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани из хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Срок эксплуатации атласных изделий при правильном уходе около 4 лет. Сатиновое переплетение увеличивает срок службы изделия в 2 раза. То есть мы берём все плюсы атласа, добавляем плюсы сатинового переплетения и получим атлас-сатин.  

Постельное бельё из атлас-сатина

Изделия из атлас-сатина получаются очень красивыми, приятными на ощупь и долговечными.

Это интересно: Технический текстиль — виды отделки, защита, характеристики

Уход за тканью

Ажур – прочная и практически несминаемая ткань, однако уделить внимание уходу за ней все-таки нужно. Из-за прозрачного орнамента, неаккуратное обращение с ней быстро приводит к порче узора или даже вещи

Грамотный уход за материалом включает следующие правила:

Стирка – ручная или машинная в деликатном режиме. Отжим и выкручивание недопустимы.

Температура стирки зависит от состава ткани.

Вместо порошка используйте щадящие моющие средства в виде геля.

Для сушки ткани ее сначала промакивают полотенцем, а затем отправляют на естественную сушку вдали от источников отопления и прямых солнечных лучей

Обратите внимание на важность бережного обращения с ажуром в мокром состоянии, поскольку в это время он теряет прочность и его можно легко повредить, и деформировать орнамент

Если ажур все-таки помялся, гладить его рекомендуется с изнаночной стороны при минимальной температуре нагрева утюга через влажную марлю.

Как создают прозрачные узоры?

Для получения просвечивающего красивого орнамента нужна тонкая ровная нить достаточной жесткости – лен, хлопок, шерсть. Элитный материалы создают из шелка. В настоящее время широко применяются более дешевые волокна: полиэстер и вискоза, а также добавка люрексовых нитей, придающих узору особую красоту.

Традиционный ажур, расцвет популярности которого приходился на первую половину позапрошлого века – это не ткань, а готовые изделия (чулки, перчатки, воротнички, вставки для одежды и белья, салфетки), выполненные в различных техниках изготовления кружева.

В настоящее время такой материал производится преимущественно промышленным способом (хотя изготовляются и традиционные авторские изделия, стоимость которых очень высока).

Для создания ажура может быть использовано такое переплетение:

  • саржевое;
  • трикотажное;
  • поперечновязанное.

Этот материал во многом схож с кружевом, гипюром, тюлем. Характерным для него является малая или средняя толщина нитей и преобладающий прозрачный фон с четко выраженным повторяющимся орнаментом.

Современная ажурная ткань часто делается многоцветной, с объемным эффектом и разнообразным декором. Одной из модных тенденций последних лет являются сквозные узоры, которые получают путем перфорации тонкой кожи (искусственной или натуральной). В продаже можно встретить и непросвечивающий ажур – так иногда называют мебельную ткань, имитирующую кружевное полотно.

Особенности производства

Ажур может быть изготовлен практически из любых волокон. Это хлопок, вискоза, шелк, полиэстер и даже тонкая шерсть. От выбранного сырья зависят конечные характеристики продукта. К ним можно отнести не только внешний вид, но прочность и износостойкость.

Переплетение получается благодаря переносу петель из одних столбиков в другие. В результате получаются отверстия, которые и образуют узор. Они могут различной формы и величины. Узор получается в результате машинной или ручной вязки. Для промышленных масштабов применяется первый метод.

Ажурное переплетение может образовываться на базе нескольких видов. Оно зависит как раз от характеристик «основы». Это может быть атласное, поперечновязаное или трико.

История происхождения

История ажура начинается с 16 века. Такой тип переплетения зародился в Италии, откуда быстро перекочевал во Францию, Англию и Испанию.

К 17 веку ажур появился и в России. Тогда он изготавливался вручную и имел неповторимый рисунок, на создание которого рукодельницы тратили по несколько месяцев. Из-за этого материал был очень дорогим и преимущественно носился знатью.

К 19 веку техника стала развиваться быстрее: в Англии начали изготавливать ажурные занавески и скатерти, во Франции прозрачный орнамент совмещали с другими, непрозрачными тканями. Постепенно производство ажура стало приобретать промышленные обороты. Со второй половины 20 века ажур уже не был чем-то необычным, вещи с ним могли себе позволить все представители рабочего класса.

Виды переплетений ткани

Качество материи зависит не только от ее материала, но и от ее устройства. Она состоит из двух нитей: основы и утка. Первая из них располагается рядами, а вторая крепится к челноку. Уток движется туда-сюда, располагаясь между нитями основы. Места, в которых нити пересекаются, называются перекрытиями. Различают две его разновидности:

  1. Основное перекрытие, если с лицевой стороны основная нить располагается над уточной.
  2. Уточное перекрытие имеет место тогда, когда они расположены противоположным образом.

Полотняное плетение

При самом простом способе расположения нитей они располагаются через одну. Однако в некоторых полотнах применяются более сложные варианты.

Плетения бывают основными и производными. К первым относят полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Остальные виды сделаны на основе перечисленных и называются производными.

Полотняное плетение нитей

Сдвигом называют расстояние между ближайшими аналогичными перекрытиями. Они бывают двух видов:

  1. Вертикальный, когда рассматривается число нитей утка между основными перекрытиями.
  2. В горизонтальном рассматриваются основные линии между ближайшими уточными перекрытиями.

Если внимательно приглядеться к тканевому рисунку, то можно заметить, что он регулярно повторяется. Повторяющийся рисунок переплетения нитей в ткани называется «раппорт». Этим словом называют не только повторяющийся участок узора, но и его величину (количество нитей по вертикали и горизонтали, из которых он состоит).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Питер-Клининг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: