Обзор красочной набивной ткани: от свойств и истории происхождения до сферы использования

История набивной ткани

Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.

Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.

Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.

В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».

Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.

Другие популярные виды

Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.

Лен

Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.

Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.

Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.

Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.

Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.

Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.

Технология получения волокон и полотен из них

Изначально все работы по сбору хлопка и изготовлению полотна проводились вручную. Это были трудоемкие работы по обработке сырца, поэтому стоимость была высокой. С появлением прядильных станков в XV-XVI веках ситуация изменилась. Сейчас весь процесс проходит механизированных способом.

Этапы производства:

№ п/п этап как проходит
1 Сбор Вручную или механическим способом.
2 Очистка Волокна отделяются и очищаются от мусора
3 Прядение и проклейка После получения нитей, их проклеивают, чтобы полотно стало прочнее. Для этого используются натуральные составы, например, крахмал или синтетические жиры, смолы
4 Отбеливание Основная цель этого этапа, сделать полотно идеально белым, для чего используется хлор или перекись водорода
5 Покраска Существует более 4000 красителей, как натуральных, так и искусственных. В промышленных масштабах используют синтетические красящие вещества.
6 Аппретура Этот этап разный для разных типов хлопка и состоит из мерсеризации, позволяющей сделать полотно более плотным, износостойким. Подсинивание – для получения эффекта белизны. Для снижения сминаемости применяют формальдегидные смолы.

Техники нанесения набивного рисунка

В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.

Обзор и описание технологий

В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.

Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.

Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.

Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.

Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.

Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.

Способы нанесения изображения

По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.

Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.

Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.

Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.

Область применения

В производстве одежды часто используется как трикотаж набивной, так и тканые полотна. Из них производят стильные мужские, женские, а также детские пальто, брюки, пиджаки, жакеты, костюмы, да вообще любые современные модели одежды. Особенной популярностью и любовью у модниц пользуются платья из набивного трикотажа. Они отличаются легкостью, красотой и очарованием.

Разноцветные, уникальные рисунки могут украшать не только вещи для малышей или взрослых, но и домашний текстиль: шторы, скатерти, портьерные ткани, тонкие, прозрачные занавески. Такие материи часто идут на изготовление мебельной обивки, чехлов для сидений в машинах и других подобных текстильных изделий.

Технология набивки на ткани

Суть методики заключается в нанесении оттиска на ткань путем удара по деревянной форме специальным молотком киянкой. Для создания узора используют заранее окрашенное полотно. Издавна штамп изготавливался вручную, поэтому четкость рисунка в значительной мере зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких граней основу начали дополнять медными пластиками или проволоками.

Сегодня набойные доски выпускают на станках, вырезающих заготовку по нарисованному на компьютере макету. Но в некоторых регионах России по сегодняшнее время можно встретить мастеров, продолжающих давние традиции ручной резки.

Мотивы набивных рисунков

По типу композиции современные и старинные рисунки подразделяются на два вида: геометрические и растительные.

Чаще всего на изделиях, оформленных методом набойки ткани, встречаются кружочки, квадратики, треугольники, горошинки и прочие фигуры, которые рисуют обильно или редко.

В народном творчестве пользуются успехом «звездочки», размещаемые на полотне в хаотическом порядке или объединяемые по вертикали с вертикальной цветной полосой. Изображение выделяется оригинальным переливанием цветов, которые сочетаются с более мелкими узорами. Это придает полотну чувство динамичности и торжественности. Более крупные элементы направлены на формирование определенного художественного образа, а основу в таких изображениях составляют орнаментальные мотивы.

Широкое распространение получили композиции из тонких полос, разделенных ромбиками, кружочками, квадратиками или иными орнаментальными мотивами. Такие комбинации позволяют создавать уникальные орнаментальные мотивы с разной вариацией размеров полос и характером рисунка. Для большего разнообразия можно использовать симметрию параллельных полос в вертикальном порядке, позаимствованных из орнаментальных мотивов, а также прямых и волнообразных линий.

Растительный орнамент обрел популярность в народном стиле. Визуальные букеты делают из малых и больших цветов, листьев, веток. Часто дизайнеры прибегают к плавным переходам стеблей растений в волнистые ветви, на которых (одном или обоих концах) изображаются разные виды растительности. В сочетании с полосатыми мотивами такие рисунки создают гармоничные композиции. Популярностью пользуется имитация разводов с геометризированным цветком по центру рисунка, такой эффект достигается за счет сложных мотивов.

Отдельного внимания заслуживают набивные платки, в которых центральная композиция объединяется с каймовой или сетчатой. По центру плоскости располагаются цветочные мотивы по шахматному принципу, окружаемые крупными цветами на широкой кайме. Сочетание малых и больших цветов добавляет стильному образу энергичности.

Виды

В настоящее время для придания новых свойств и улучшения уже имеющихся к хлопку добавляют нити полиэстера, акрила, ацетата, вискозы, льна. Хам хлопок также нередко вводят в состав материалов, например, дикого шелка, шерсти и др. Один из плюсов смешивания нитей — снижение стоимости.

Ткань Бязь

Виды хлопчатобумажной материи определяются по способу чередования нитей основы и утка:

  1. Полотняное переплетение (или «нить через нить»). Таким способом производится материал с ровной и гладкой поверхностью, ее основное свойство и преимущество перед другими видами — высокая прочность. Полотняным переплетением изготавливаются бязь, батист, ситец, вуаль, поплин, тафта и другие.
  2. Саржевое переплетение (асимметричный сдвиг нитей). Таким способом ткутся материи с небольшими выступами, плотные, грубоватые и тяжелые. Примеры х/б тканей саржевого переплетения: деним, бумазея, шотландка, фланель.
  3. Сатиновое переплетение (нити утка на лицевой стороне). Такие материи отличаются блестящей поверхностью и гладкостью. Пример — сатин, ластик.

Ткань ластик

Х/б материи классифицируются также по способу отделки:

  • суровая — ткань из-под станка, без окраски, отбеливания и отделки;
  • отбеленная — суровое полотно после воздействия отбеливателей;
  • гладкоокрашенная — однотонная;
  • набивная — с рисунком;
  • пестротканая — в клетку или полоску;
  • меланжевая — ткань из пряжи на основе нитей разного цвета (в мелкую крапинку, реже — градиентная, с постепенным переходом из одного цвета в другой).

Отдельно нужно выделить ткань биохлопок, или органический хлопок. Этот вид отличается экологичностью. Как выращивание и сборка волокна, так и производство материи проходят без использования химических средств. Биохлопок возделывается в экологически чистых районах, собирается вручную. Эти ткани натурального цвета, их не окрашивают и не отбеливают.

Популярные набивные ткани

По существующим технологиям рисунки можно нанести на любые материалы. Наибольшее распространение получили ткани, применяемые для пошива штор, постельного белья, домашнего текстиля, одежды.

Атлас

Набивная атласная ткань используется для пошива вечерней одежды и постельного белья.

Красивым внешним видом с нарядной глянцевой поверхностью характеризуется набивной атлас. Вырабатывается много видов и сортов этого тканого материала, который используют для пошива вечерней одежды, элементов домашнего декора, эксклюзивных наборов постельного белья. Атлас:

  • гигиеничен;
  • не накапливает пыль;
  • не электризуется.

При бережном, правильном уходе изделия сохраняют изысканный внешний вид на протяжении долгого времени.

Бязь

Благоприятную атмосферу для каждодневного отдыха можно создать постельным комплектом из набивной бязи. Износостойкая хлопковая ткань:

  • гигроскопична;
  • хорошо пропускает воздух;
  • приятна при касании к телу.

Она окрашивается легко и прочно. Бязь удобна в использовании, проста в уходе. Существующий ассортимент набивных видов этой ткани разнообразен, позволяет удовлетворить любой вкус.

Поплин

Материал в некоторой мере подобен бязи. Отличается от нее меньшей:

  • прочностью,
  • плотностью,
  • долговечностью.

Широко используется для производства постельных принадлежностей, домашних текстильных изделий, одежды. Поплин требует более бережного ухода при стирке и носке.

Ситец

Ткань, горячо любимая народом в советские времена, в настоящее время применяется в основном для пошива детской одежды. Материал:

  • легко стирается;
  • хорошо дышит;
  • прочный;
  • долговечный.

Украшение ситца набивкой – самый распространенный метод окрашивания ткани. Ассортимент чрезвычайно широк:

  • Существуют так называемые белоземельные ткани, в которых рисунок занимает не более 20 % от общей площади поверхности материала.
  • В продаже есть полугрунтовые виды ситца, в которых рисунок занимает половину площади ткани.
  • Больше всего покупателям нравятся грунтовые виды тканей, окрашенные полностью.

Сатин

Плотные полотна из сатина с гладкой, блестящей поверхностью незаменимы как ткань для постельного белья. Существующие технологии позволяют прочно наносить на него яркие рисунки, создающие эффект объема. В большинстве случаев материал окрашивают полностью.

Вафельная ткань

Материал с особым видом плетений до настоящего времени популярен, используется для пошива полотенец. Благодаря рельефу на поверхности:

  • обладает хорошо выраженной способностью поглощать влагу;
  • гигиеничен;
  • удобен в уходе.

Чаще всего окраске подвергают не всю площадь ткани. На отбеленные полотна наносят пигменты максимум на 50 % поверхности. Материал стоит недорого, широкодоступен.

Набивка позволяет нанести рисунок на любую тканую основу. В продаже имеются материалы из синтетических, смесовых материалов, украшенные рисунком. Мастера текстильных дел не останавливаются во внедрении новых методов производства тканей, украшая их набивкой.

Исключение не составляют трикотажные материалы. В продаже присутствуют:

  • кулирка;
  • рибана;
  • интерлок;
  • меланж;
  • трикотаж масло;
  • жаккард фукро с набивными рисунками.

Окрашенные трикотажные полотна используются для изготовления одежды для взрослых и детей, палантинов, шарфов, декоративной продукции.

Меланжевые ткани

Меланжевые ткани — это ткани, выработанные из пряжи, изготовленной из смеси различных по цвету волокон. К примеру, при смешивании 90% черных волокон и 10% белых можно получить цвет, называемый «маренго». Однако волокна могут быть и одного цвета, но разных тонов. Благодаря такому смешению получается своеобразный цветовой «меланжевый эффект». Именно этот эффект позволяет отличить меланжевую ткань от других видов ткани (пестротканых или крашеных). Самые распространенные меланжевые хлопчатобумажные ткани: трико, трико костюмное, шевиот, сукно, диагональ и коверкот. Они наиболее пригодны для пошива летней одежды. К названию шерстяных меланжевых тканей добавляется слово «меланж» (драп-меланж, сукно-меланж и т.д.). Как правило, из шерстяных меланжевых тканей шьют пальто, пиджаки, костюмы.

Меланжевые ткани выбирают по цвету, фактуре и плотности. Фасоны изделий при этом могут быть самые разнообразные: ниспадающие драпировки, складки, подрезы, расширенные, прямые или зауженные книзу юбки, любая форма рукавов.

Виды набивных материалов

Бязь – основной материал для изготовления постельных принадлежностей. Это очень прочное износостойкое хлопковое полотно с разнообразными рисунками, которые долго будут радовать своей яркостью. Как и все хлопковые ткани, обладает гигроскопичностью и способностью пропускать воздух. Из недостатков можно указать только небольшую неровность поверхности наощупь из-за утолщения нитей в некоторых местах. Уход несложный: стирка на стандартных режимах, глажка при высокой температуре, возможно использование антистатиков, крахмала.

Поплин набивной можно назвать европейским аналогом нашей российской бязи. Отличием является меньшая плотность и соответственно прочность. Помимо постельных принадлежностей широко используется в изготовлении штор, скатертей, одежды.

  • Сатин – полотно, отличающееся особым типом переплетения нитей (двойное очень плотное), исключающим усадку изделий. Поверхность необычайно гладкая, блестящая, поэтому на постельном белье из сатина очень приятно спать. Использование 3Д технологий при нанесении рисунка делает такое белье неповторимым.
  • Вафельная набивная ткань – плотное хлопчатобумажное волокно, обладающее высокой гигроскопичностью и прочностью. Чаще всего используется для изготовления полотенец.

Трикотажные набивные ткани

  • Кулирка – популярный хлопковый материал, который ценят за его легкость и тонкость, а также яркость и разнообразие детских рисунков на набивной кулирке. Именно поэтому кулирку наиболее часто используют для изготовления летней одежды и одежды для самых маленьких детей. Она приятна на ощупь, воздушная, дышащая и, к тому же, очень недорогая. Обладает эластичностью сама по себе за счет особого переплетения волокон, также иногда ее изготавливают с небольшим добавлением лайкры. Однако, именно из-за этого ее преимущества перед хлопчатобумажной — есть риск деформации при стирке. Поэтому набивную кулирку нужно стирать на деликатном режиме при низкой температуре, избегать выкручивания. Похожими свойствами обладают ткань рибана и меланж набивной (рисунок на сером меланжевом фоне, особенно популярный для производства мужского белья).
  • Интерлок набивной – плотный вид хлопкового трикотажа с рисунком. Обладает теплозащитными свойствами, позволяет коже дышать, очень мягкий наощупь. В основном изготавливается их 100% хлопка, очень редко из смесовых волокон. Устойчив к деформациям, обладает высокой упругостью и малой растяжимостью. Его используют для пошива домашней одежды, пижам, разнообразных детских костюмов, джемперов, брюк. Благодаря ярким рисункам одежда из интерлока смотрится очень нарядно.

Трикотаж масло набивной – один из самых популярных видов материала для производства женских платьев и юбок. Этот вид трикотажа легкий, струящийся, позволяющий наносить любой рисунок. Эластичный и при этом хорошо сохраняет свою форму. Состав может быть разным, чаще всего это полиэстер с небольшим добавлением лайкры.

izdelia-1

Жаккард фукро — особый вид трикотажа, сочетающий в себе красивый набивной рисунок с жатой текстурой. Чаще всего для его изготовления используют полиэстер. Он обладает высокой прочностью, не мнется и не требует глажки. Благодаря этим и декоративным свойствам имеет самую широкую область применения – из него шьют разнообразную женскую одежду, шарфы, палантины, белье, обивку для мебели. Также это один из самых нарядных материалов для штор. Этот вид, но изготовленный из натуральных волокон (шерсть, хлопок, шелк), используют кутюрье высокой моды при выполнении своих работ. Особого ухода полиэстерный фукро не требует, рекомендована стирка на обычном режиме, сушка вдали от источников тепла.

Примечание. Изделия из натуральных тканей фукро лучше отдавать в химчистку.

Советы по уходу за изделиями из набивного материала

Современные способы получения набивных материалов и используемые красители делают изображения на текстиле стойкими к воздействию воды и высоких температур. Отличия в уходе за изделиями из них обусловлены видом и свойствами ткани.

Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.

Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.

Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.

Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.

Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Питер-Клининг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: